Книга Бытия, Глава 7, стихи 1-5
Геометрические пропорции Ноева ковчега и сама техническая возможность взять в ковчег всех животных, да ещё и не по одному экземпляру, — конечно, очень интересная тема для рассуждений, но при любом возможном исходе этих рассуждений в них не найдётся ничего полезного для души. Поэтому значительно более интересным представляется иной вопрос: а какие назидательные и полезные для духовной жизни выводы можно сделать из этого библейского фрагмента? Конечно, может показаться, что этот отрывок из числа тех, которые не имеют назидательного характера, а лишь рассказывают некую историю, но Церковь с таким подходом не согласна, с церковной точки зрения в Священном Писании нет тех мест, которые нельзя было бы прочесть применительно к человеческой душе.
Самое, пожалуй, известное и убедительное христианское назидательное прочтение этого библейского отрывка принадлежит блаженному Августину. Вот его слова: «Да узнаем этот ковчег, который служит прообразом Церкви. Да будем в нём чистыми животными, но не станем препятствовать, чтобы вместе с нами и нечистые могли укрыться в нём до конца потопа. Чистые и нечистые одновременно пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношений не одинаково было угодно Господу». Блаженный Августин совершенно замечательно отметил, что Церковь, как и Ноев ковчег, — прибежище для всех, только, конечно, не для всех животных, а для всех людей, при этом люди, как мы понимаем, отличаются друг от друга не только внешними характеристиками, но и своим, так сказать, содержанием: кто-то из нас старается хранить свою совесть в чистоте, кто-то и вовсе об этом не думает, возможен также и весь спектр промежуточных состояний. Вместе с этим слова блаженного Августина дают ответ и на вопрос о том, почему среди людей, которые называют себя верующими, встречаются и те, чей нравственный уровень ощутимо далёк от возвещаемого Церковью идеала: всё просто — такие люди подобны нечистым животным в Ноевом ковчеге, они просто есть, но нечистые животные в Ковчеге не могли изменить свою суть и стать чистыми, тогда как для человека изменение возможно, любой из отъявленного грешника может превратиться в праведника, и ради такого изменения Бог позволяет находиться в Церкви всем.
Если следовать далее словам блаженного Августина, то получается, что существует ощутимая разница между молитвой человека с чистой совестью и молитвой того, кто запятнал себя нравственными преступлениями, молитву первого Бог принимает, молитва второго может стать оскорблением для Бога так, как было для Него оскорблением принесение в жертву нечистых животных, однако, сам блаженный Августин выразил эту мысль значительно мягче: «обоняние от их жертвоприношений не одинаково было угодно Господу». Впрочем, существенно важно само пребывание в Ковчеге-Церкви, в ней есть шанс на спасение во Христе, а вне её такого шанса нет, как не было шансов выжить у всех тех живых существ, которых Ной не взял с собой в ковчег перед наступлением потопа.