Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12
Прощение грехов — ситуация, пожалуй, одна из самых трудных для понимания. И совершенно понятно искреннее возмущение высокодуховных книжников: да какое право имеет Этот Человек утверждать, что Он и грехи прощать может?
Если смотреть на грех исключительно в системе координат правовых отношений, всё более или менее понятно. Грех — это преступление закона, за которое полагается наказание — опять-таки по закону. В крайних случаях — смертная казнь. Если вина доказана, наказания избежать уже невозможно. Но есть один нюанс. Бог, как Верховный Прокурор и Судья в одном лице, может «изъять» преступника из-под не знающего пощады карающего меча. Только у Бога есть право амнистии грешника. В таком ракурсе слова Иисуса о прощении грехов звучали в ушах иудеев как узурпация исключительных Божественных прав.
Но всё Божественное Писание — и в особенности Новый Завет — многократно и многообразно говорит о том, что юридический аспект греха — далеко не самый главный. Более того: иногда избыточный акцент на нём становится разрушающим саму ткань отношений между человеком и Богом. Грех — это прежде всего беда, рана и боль — и только потом уже — вина человека.
А теперь представьте себе такую ситуацию. Приходит в больницу человек с сильно распухшей ногой, еле наступает. А врач ему говорит: с вам тысяча рублей, и я даю вам справку, что вы здоровы. У системы здравоохранения к вам претензий нет. Нетрудно догадаться, что будет дальше: его ноге от выписанной справки уж точно не полегчает!
Но в сегодняшнем чтении происходит с точностью до наоборот: Христос, прощая грехи расслабленному, поднимает его Своим Божественным словом из состояния болезни в полноценное здоровье! Но как это возможно?
Перед нами — ярчайший пример того, как много может наша любовь друг ко другу, когда она встречается с Божественной волей. «Видя веру их» — то есть видя веру друзей расслабленного, их деятельную любовь и готовность преодолеть любые трудности — Христос являет Свою Божественную силу и буквально восстанавливает, поднимает на ноги человека. Оказывается, сила греха не только в нарушении добрых отношений между человеком и Богом — но и в своего рода блокировании, прекращении доступа Божественной благодати, «немощная врачующей» и «оскудевающая восполняющей». И как только этот «перекрытый» грехом «кран» открывается — многолетнюю хворь сносит поток Божественной силы.
Как же важно помнить, что у каждого греха есть два очень важных аспекта: грех, как преступление и грех, как тяжёлая болезнь. И заботясь о том, чтобы грехи наши были прощены, надо хорошенько подумать ещё и о том, куда мы отправимся, когда Христос поднимет нас от «одра болезни!»