Книга пророка Исайи, Глава 7, стихи 1-14
Даже если не быть в хорошей степени знакомыми с историей Древней Иудеи, слова книги пророка Исайи дают достаточное представление о той непростой ситуации, в которой оказалась страна: сразу два государства — Сирия и Израиль — собрались напасть на Иудею. Вполне естественно, что информация о планируемом наступлении произвела в Иудее чрезвычайный переполох, очевидно, что у Иудеи не было достаточной военной мощи, чтобы достойным образом противостоять агрессии своих соседей. Пророк Исайя здесь выступает в качестве утешителя: он возвещает царю Иудеи Ахазу, что у Сирии и Израиля ничего не получится, следовательно, беспокоиться не о чем. Но Ахаз занял какую-то невнятную позицию: он не спешит верить пророку, равным образом он не торопится и подвергать слова Исайи испытанию.
Такое странное поведение Ахаза, конечно же, не может не обратить на себя внимание. Ахаз не был тем царём Иудеи, о котором можно сказать, что он был благочестив и чтил закон Моисея, так, при Ахазе в Иерусалиме была установлена для поклонения статуя ханаанейского божества Ваала, при нём в Иудею стали проникать различные языческие культы, Вторая книга Паралипоменон говорит об Ахазе так: «Он шёл путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Пар. 28:2–4). Следовательно, мы вряд ли можем предположить, что ответ Ахаза был вызван его чрезвычайным благочестием и нежеланием нарушить заповедь Моисея, которая провозглашала запрет на испытание Бога какими бы то ни было навязчивыми вопросами, эта же заповедь запрещала и требования от Бога особых знамений для подтверждения Его воли, полностью же это повеление Бога звучит так: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор. 6:16).
Так почему же Ахаз отказался вопрошать Бога, если он не обращал никакого внимания на закон Моисея? Ответ может быть только одним, причём весьма банальным: он не хотел. Просто не хотел. Ему не было это нужно, как не нужны ему были и слова пророка Исайи, у Ахаза был иной план, в котором Бог никоим образом не учитывался: Ахаз планировал заключить военный союз с Ассирией, и полагал, что этот союз поможет Иудее избежать поражения в войне с Сирией и Израилем. Ахаз верил в свои способности и в возможность решить проблемы исключительно земными методами. Любопытно же то, что Ахаз таким путём сумел достичь своей цели: действительно, союз с Ассирией помог устранить врагов в лице коалиции Сирии и Израиля. Правда, в конечном итоге привлечение Ассирии на помощь Иудеи привело к вмешательству Ассирии во внутренние дела Иудеи, которое обрекло общество Иудеи на ещё большую духовную деградацию и закончилось Вавилонским пленом.
Возможно, всё было бы совсем иначе, если бы Ахаз прислушался к словам Исайи и оставил пространство для действия Бога. Во всяком случае, именно на это всячески намекают авторы библейских книг, и им можно доверять, так как они были непосредственными свидетелями событий той древней эпохи.