Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20
В отрывке, который только что прозвучал, Соломон говорит о том, какой вред человеку наносит лень. Это один из самых распространённых недугов, с которым мы встречаемся каждый день. Чтобы понять, насколько тотально она может в нас действовать, необходимо учесть, что все мы, люди, существа сложные. Как Священное Писание, так и Предание Церкви говорит как минимум о трёх сферах человеческой жизни: телесной, душевной и духовной. Жизнь тела — это область наших физиологических потребностей; жизнь души — всё, что касается эмоций и чувств; жизнь духа — это деятельность нашего интеллекта, а также того начала, которое связывает нас с миром божественным. Разносторонне развитым является лишь тот человек, который уделяет внимание работе над всеми гранями своей природы: трудится физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Если в какой-то одной области лень побеждает, формируется застой, это отражается в той или иной степени и на всех других. А потому с самой древности в монастырях уделяли внимание не только молитве, но и физическому труду. Более того, с определённого времени именно обители стали средоточием науки, интеллектуальными и культурными центрами, на основе которых в Европе возникли первые университеты. Известен фрагмент из жизни преподобного Антония Великого. Однажды святой недоумевал, как ему организовать свою жить, чтобы совершенствоваться духовно и в итоге спастись. В молитве он спросил об этом Бога. И Тот дал ему видение. Преподобный увидел ангела, который исполнял разную работу: сначала он плёл корзины, которые монахи продавали, чтобы прокормить себя; затем он читал книгу; после этого он вставал на молитву; после отдыхал, а потом ел. «Если будешь делать так, спасёшься» — этими словами закончилось видение. Так Бог через своего ангела показал преподобному, как ему следует проводить день и на что обращать свое внимание. Подвижнику следует бороть лень не только на уровне тела, но также на уровне души и духа. Необходимо удовлетворять как свои физические потребности, так и духовные, интеллектуальные и эмоциональные.
Искусство духовной жизни заключается в том, чтобы уметь уделять внимание всем сторонам своей натуры, не впадая в крайности. Необходимо научиться балансировать между чрезмерным энтузиазмом в какой-то одной области и безразличием и ленью в другой. Чтобы наши силы распределялись равномерно, и наш рост был постепенным, но постоянным. Ведь лишь постоянство в труде приносит в нужный момент желанный результат.