Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26
В самых разных произведениях культуры, как христианской, так и любой другой, мы можем встретить идею борьбы добра со злом. Иногда это зло с кем-то ассоциируется, иногда просто предстаёт в виде человеческого несовершенства. При этом, по какой-то не очень понятной причине, многим из нас свойственно сгущать краски и делать акцент на чём-то плохом, которого как будто бы больше, чем хорошего. Есть даже такая пословица: пессимист — это просто хорошо информированный оптимист, ведь радоваться жизни и считать, что всё не так ужасно, как может показаться, может только человек, который не обладает полнотой информации. Но так ли всё плохо на самом деле и как относиться к засилью тревожных новостей?
Как кажется, сегодняшнее чтение кое-что об этом говорит.
Мы слышим, что оно начинается с подробного рассказа о жизни потомков Каина, который вместо того, чтобы воздержаться от греха, совершает его, вместо того, чтобы признаться в нём, начинает его скрывать, и, наконец, вместо того, чтобы покаяться, когда грех очевиден, переживает лишь о том, как ему выжить в новых для него условиях. Он уходит из мест, в которых жил, строит город и становится основателем новой цивилизации. Его потомки создают ремёсла, музыкальные инструменты, осваивают обработку металлов, но самое главное в другом, в их среде усугубляется нравственный выбор, который когда-то совершил Каин — первый убийца на земле. Мы слышим, как о новом убийстве говорит Ламех, потомок Каина, который к тому же прекрасно осведомлён о произошедшей трагедии.
И всё же на этом сегодняшнее чтение не заканчивается. У Адама и Евы рождается третий сын, которого они называют Сиф. Ева видит в его рождении знак расположения Божьего. Она уверена, что Бог не оставил их своей заботой раз дал им сына вместо Авеля. Мы вполне можем с ней согласиться, тем более что, начиная со времени Еноса, сына Сифа, люди начинают призывать имя Господне. Если мы посмотрим на сегодняшнее чтение, объективно информации про Каина и его потомков, больше, в то время как про Сифа и его потомков меньше. Но если мы попробуем разобраться в содержании, мы увидим, что здесь есть чему радоваться. Бог заботится об Адаме и Еве и даёт им праведного сына. И если о потомках Каина можно сказать, что они развивали внешнюю культуру, оставаясь, по сути, людьми, исполненными злобы, то про потомков Сифа можно сказать, что они в первую очередь стремились к общению с Господом, что помогало им оставаться праведными людьми.
Посмотрев на сегодняшнее чтении, мы можем увидеть, что формально про грешников в нём говорится больше, чем про праведников, но на кого посмотреть пристальнее, и чью жизнь взять за образец, зависит от нас.