«Простота – лучшая красота», - говорили наши предки. И действительно, простота, естественность в обхождении и внешности, искренность делают человека привлекательным. Привлекли они и Анатолия Папанова, будущего народного артиста, когда он познакомился с Надеждой Каратаевой.
В 1942 году молодого солдата Анатолия Папанова в боях за Харьков ранило осколком от бомбы и оторвало несколько пальцев на ноге. После полугода лечения стало ясно – больше он не боец. Врачи обещали ему, что он всю жизнь будет ходить с палкой. Анатолию пришлось вернуться домой, в Москву, и решать, как жить дальше.
В тот год в столицу вернулся эвакуированный институт театрального искусства. До войны Анатолий занимался в театральном кружке и даже сыграл небольшую роль в кинофильме. Театр до сих пор интересовал Папанова, и он решил поступить на актёрский факультет. Преподаватели заметили у Анатолия талант и взяли в институт, невзирая на его инвалидность.
Время учёбы стало тяжёлым для Папанова. После ожесточённых боев на фронте ему было трудно вернуться к мирной жизни, а хромота, от которой актёр позже сумел избавиться, мешала полноценно заниматься театральным искусством. Сложно оказалось найти и общий язык с однокурсниками. В основном это были девушки, красивые, тщательно следящие за собой – ведь они будущие актрисы! Анатолий, родившийся в простой семье и до войны работавший литейщиком, смущался при виде разодетых красавиц, которые разговаривали на темы, далёкие от его жизни.
Полной противоположностью этих студенток была Надежда Каратаева. Она, как и Папанов, ходила на занятия в гимнастёрке и кирзовых сапогах, совершенно не стесняясь. Глядя на эту девушку, Анатолий чувствовал в ней родственную душу и решил познакомиться. Однажды он подсел к ней и спросил, была ли она на фронте. Оказалось, что была – Надежда почти два года служила на санитарном поезде и помогала раненым. Услышав такой ответ, Анатолий обрадовался. «Значит, нам будет, о чём поговорить», - сказал он.
Им действительно было что обсудить, а потом их дружеское общение незаметно переросло в любовь. Ухаживания Анатолия не были такими романтичными, как обычно показывают в кино. Он не говорил красивых слов, но его искренняя забота привлекала Надежду куда больше, чем высокопарные фразы.
День Победы 9 мая 1945 года, когда вся страна ликовала, для бывших фронтовиков Анатолия и Надежды стал особенным. И не только потому, что это была дата окончания войны. В тот день Папанов сделал любимой девушке предложение, и через две недели они поженились. Свадьба была очень простой, гостей угощали продуктами, которые выдавали по карточкам, но это молодожёнов не смущало. Они были счастливы, и их радость передавалась окружающим.
После свадьбы Анатолий и Надежда пытались не расставаться, хотя профессия артиста подразумевает постоянные гастроли. Чтобы находиться рядом с женой, Папанов после окончания института отверг заманчивые предложения московских театров и поехал в Клайпеду, куда распределили Надежду. Позже они вернулись в Москву и стали работать вместе в Театре сатиры. Папанов не «изменял» ему до конца жизни. «Я однолюб: одна женщина, один театр», - говорил он о себе.
Несмотря на старание и талант, первую крупную роль Анатолию предложили только в 1954 году, как раз когда у него родилась дочь. «Это мне Лена счастье принесла», - убеждал всех Папанов, радуясь долгожданному ребёнку.
Дочь Елена пошла по стопам родителей – стала актрисой. Но не только в этом она повторила их судьбу. Завершая обучение в университете, Елена Папанова решила выйти замуж. Отец и мать отговаривали её, просили подождать – мало ли что ещё случится, ведь она только вступила во взрослую жизнь! Но дочь напомнила родителям, что сами они поступили точно так же – поженились на последнем курсе института. Елена всё-таки получила благословение на брак и потом никогда об этом не жалела. Её семья стала такой же крепкой, как у родителей. Анатолий Папанов и Надежда Каратаева прожили в браке больше сорока лет. Рецептом их семейного счастья и долголетия стали искренность, любовь и, несомненно, простота.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер