Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24
Книга Бытия, Глава 4, стихи 1-7
Во многих народах сохранилась память о том, что когда-то в незапамятные времена отношения между Богом и человеком были мирными. Потом этот мир был людьми нарушен, что привело к разладу всей их жизни. Так, Сам Господь для многих из нас стал далёким и чужим. Окружающая действительность наполнилась страданиями и болью. Да и сами мы оказались лишены внутреннего покоя. Даже в идеальных условиях мы тоскуем и не можем чувствовать себя по-настоящему счастливыми.
Но что же на самом деле произошло в раю? И что мешает нам в него вернуться? Сегодняшний текст в определённой мере помогает ответить на эти вопросы.
Начинается он с того, что Бог даёт Адаму и его жене кожаные одежды. Человек, который привык воспринимать библейский текст как обычный репортаж с места событий, сразу вспоминает картинку из детской Библии, на которой прародители выходят из рая в одежде из шкур животных. На самом деле, не отрицая подобной трактовки, многие церковные авторы делали акцент на духовном смысле произошедшего. В грехопадении человеческий дух подчинился телу, которым первоначально должен был управлять. Это состояние зависимости от телесных инстинктов противоречило первоначальному замыслу, но было результатом свободного выбора человека. Одевая Адама и его жену в кожаные одежды, Бог принимает их выбор и будто бы утверждает их в этом состоянии.
Более того, Бог высылает прародителей из рая, объясняя это тем, что Адам не должен вкусить плодов с древа жизни и не должен навечно остаться духовным калекой. Однако, очевидно, что перед нами иносказание. Плоды с древа жизни — это не молодильные яблоки из сказки, которые можно выкрасть и съесть без ведома хозяина. Через плоды древа жизни человек был причастен благодати, источник которой Бог, а Он не Тот, Кем можно воспользоваться украдкой. Богом вообще невозможно пользоваться, с Ним можно пребывать в общении. И рай — это место для жизни в мире с Творцом, в правде, искренности и открытости... Прародители не были к этому готовы и для того, чтобы они не попытались укорениться в ложной жизни, Бог изгоняет их из рая и даже позволяет войти в их жизнь смерти, которая делает эту самую жизнь конечной.
И всё же человек был очень крепко скроен. Даже после грехопадения Адама и Евы их старший сын Каин слышит от Бога призыв: «господствуй над грехом!» Поступок прародителей в раю извратил нашу жизнь, но не уничтожил её совершенно. Все мы, люди, как их потомки носим на себе те самые кожаные одежды, ведь духовное в нас также подчинено телесному. Напоминая нам об этом во дни поста, церковь зовёт нас к свободе и обращает к нам тот же призыв, какой Бог обратил к Каину: «грех всё время рядом, но ты господствуй над ним!»