«Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда», – так начинается знаменитая «Тамбовская казначейша» Лермонтова. Губернский город, однажды побывавшему в нём Михаилу Юрьевичу, судя по поэме, показался крайне провинциальным. И он, конечно, не мог предугадать, что скоро этот сонный уголок преобразится, став одним из центров народного просвещения. И послужит этому один из товарищей поэта по Петербургскому юнкерскому училищу – Эммануил Нарышкин.
Выходец из старинного рода – в числе его предков была Наталья Нарышкина, супруга царя Алексея Михайловича и мать Петра Первого, – Эммануил Дмитриевич имел безупречное светское воспитание и блестящее образование. Не удивительно, что именно его император назначил своим придворным церемониймейстером. Блеск и роскошь царского двора кружили головы многим; власть и богатство делали высокомерными и куда менее высокопоставленных особ. А Эммануил Дмитриевич оставался таким же скромным, добрым и отзывчивым молодым человеком, каким его всегда знали родные и друзья.
Однажды вместе со своей супругой он решил наведаться в родовое имение, которое располагалось в одном из отдаленных уголков Тамбовской губернии.
Там Нарышкины, ни разу прежде не отъезжавшие так далеко от столицы, увидели совсем другую жизнь. Всеобщая крестьянская неграмотность, тяжелый труд и отсутствие культуры.
Сердце Эммануила Дмитриевича разрывалось на части от сострадания к людям, лишенным возможности учиться и духовно развиваться.
Столичный вихрь Петербурга, куда супруги вскоре возвратились, не смог развеять тяжелых дум Нарышкина. Он принял решение оставить императорский двор и поселиться в Тамбове. В чине обер-камергера – высшем придворном звании императорской России – Нарышкин покидает Петербург.
В тысяча восемьсот семидесятом году в Тамбове он открывает учительский институт. Губернии были необходимы квалифицированные преподаватели, способные обучать и взрослых неграмотных крестьян, и их маленьких детей. На содержание института Нарышкин единовременно выделил двести пятьдесят тысяч рублей и ежемесячное содержание. Учрежденный Нарышкиным Тамбовский учительский институт стал одним из первых высших педагогических учебных заведений России.
Другим социальным проектом Эммануила Нарышкина стал приют для арестантских детей. Меценат говорил, что хочет «уберечь ребенка арестанта от вредного влияния, научить его грамоте и слову Божьему, приучить к чистоте, порядку и труду, и развить в его душе всё доброе». Впоследствии приют расширил сферу своей деятельности и стал принимать не только детей заключенных, но и сирот, и беспризорников.
Спустя несколько лет Эммануил Дмитриевич по приказу императора вернулся в Петербург. Однако его душа и сердце теперь всецело принадлежали Тамбовщине. Находясь в столице, он не только продолжал управлять делами своих благотворительных учреждений, но и открывал новые. В это время он стал одним из главных учредителей Тамбовского губернского музея и основал в Тамбове «Общество народных чтений». Это общество устраивало бесплатные лекции, выставки, публичные литературные чтения, музыкальные вечера. На церемонии его торжественной закладки Эммануил Дмитриевич обратился к строителям – простым рабочим – со словами: «Для вас строю, потому что всем сердцем вас люблю».
«Подвигами евангельской любви» называл дела Нарышкина император Александр Третий. А Эммануил Дмитриевич, глубоко верующий христианин, не любил, когда о его благотворительности говорили вслух. То, чем был для простого тамбовского мужика этот кавалерственный царедворец, можно судить по церемонии прощания с Эммануилом Дмитриевичем Нарышкиным: в ожидании прибытия траурного кортежа из столицы, на въезде в город жители выстроили величественную арку с надписью: «Просветителю народа – благодарный Тамбов».
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Советская ученая — тайная монахиня». Алексей Беглов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
Разговор шел о выдающейся советской ученой, специалисте в области изучения туберкулеза, докторе биологических наук, тайной монахине Валентине Ильиничне Пузик (в монашестве — Игнатии). О ее судьбе, духовных размышлениях и об одной из ярчайших ее книг: «Божественная литургия». Валентине Пузик еще в молодости приняла тайный монашеский постриг, свою научную работу она воспринимала, как монашеское служение. Она прожила долгую жизнь: родилась в 1903г. и отошла ко Господу в 2004 г.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











