
Апостол Павел
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Поводом к написанию только что прозвучавшего отрывка становятся разного рода уставные предписания, в частности те, которые касаются ограничений в пище. Согласитесь, не только для древних христиан, но и для нас, это актуальная тема. Воздержание в еде во многих религиозных традициях рассматривается как основа аскетического подвига. Без воздержания, в том числе пищевого, духовная жизнь маловероятна. Кроме того, отказ от тех или иных блюд — это понятное и реально воспроизводимое действие. Связь с Богом потрогать руками невозможно, духовность измерить тоже не получится. А вот когда отказываешься от мяса или молока, ощущаешь результаты мгновенно. Возникает уверенность, что совершаешь определённую духовную работу. С другой стороны, здесь может возникнуть и осуждение тех, кто, называя себя христианином, такую работу не совершает. Ест или в неположенное время, или неположенные продукты. Апостол Павел предлагает важные принципы, которые должны быть положены в основу нашего отношения к посту. По его словам, нет пищи нечистой, нет пищи, которая не к месту, если человек голоден. Можно есть всё, что угодно и когда угодно. Всё от Бога. Однако при этом необходимо учитывать два важных момента.
Во-первых, необходимо прислушиваться к голосу своей совести. Что она говорит по этому поводу? Дело в том, что спасает человека не аскеза, не уставные предписания, не те или иные формы благочестивого поведения. Спасает человека Христос. Своей благодатью, которую Он предлагает всем безвозмездно, то есть даром. Однако для того, чтобы мы смогли её принять, необходимо приготовить душу, привести её в особое состояние. Вот для этого и существует разнообразная церковная дисциплина. Это подобно тому, как ракетоноситель выводит на орбиту космический шатл. Для того, чтобы преодолеть притяжение земли, нужно много топлива. Его заливают в ступени ракеты. По ходу того, как она взлетает всё выше и выше, топливо расходуется, пустые ступени отстреливаются и падают на землю или сгорают в атмосфере. В итоге на орбите остаётся один управляемый модуль. Вся огромная махина ракетоносителя больше не нужна. Так и в духовной жизни. Все установления Церкви — это ступени, которые помогают нам преодолеть притяжение земной атмосферы. В какие-то моменты, когда человек достигает определённого духовного состояния, некоторые из инструментов благочестия становятся для него не так актуальны, как на первых порах. Это касается в том числе и разнообразных пищевых ограничений. Верующий набирается опыта общения с Богом, с духовным наставником и при их помощи решает, когда и как ему следует поститься. Когда можно ослабить воздержание, когда напротив, следует завязать пояс потуже. Если это решение духовно взвешенное и здравое, голос совести не будет обличать его даже если он по каким-то причинам съест мясо в самые строгие дни поста. Если же такой внутренней трезвенности нет, то голос совести будет тревожить человека даже в тех случаях, когда он формально ничего не нарушил.
И второй важный момент. Необходимо всегда помнить, что рядом находятся другие люди. И по тем или иным причинам они могут не принять нашу слишком свободную интерпретацию церковного устава, даже если она не противоречит голосу нашей совести. Они могут соблазниться нашим поведением. Начнут нас или осуждать, или, напротив, потеряют всякие ориентиры, которые только-только начали выстраиваться в их голове. Как-то один древнерусский юродивый, сидел около храма Великим постом и на виду у всех, кто шёл на богослужение, ел мясо. Это была своеобразная провокация. Он делал это для научения. Показывал таким образом, чтобы верующие заботились не только о внешнем, но и о внутреннем. Кроме того, он имел огромный духовный авторитет. Поэтому люди прислушались к нему. Если мы не болеем душой за близких, а кроме того, не достигли определённого уровня в своем духовном развитии, когда люди готовы слышать нас, вряд ли стоит провоцировать их, демонстрируя свою свободу.
Применяя в своей жизни правила церковного устава, не будем забывать, что делаем мы это ради того, чтобы наладить свой диалог с Богом и теми, кто нас окружает. И пусть именно качество этих отношений свидетельствует о мере нашего духовного преуспеяния.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема