Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 7-17
В древности люди верили в существование животных с необычными, практически волшебными способностями. В частности, в птицу феникс, которая, достигнув старости, не умирает, но самовозгорается. А затем возрождается для жизни. Отсюда и поговорка — «Восстать словно феникс из пепла». К сожалению, учёные так и не смогли обнаружить реально существующих фениксов. Но вот случаи возрождения из состояния буквального ничто история всё же знает. И перед нами, как раз, имеется подобный пример.
Мы только что слышали отрывок из книги пророка Захарии, написанной почти сразу после возвращения еврейского народа из Вавилонского плена. Порабощение евреев Вавилонским государством произошло в шестом веке до Рождества Христова (когда царь Навуходоносор II захватил Иерусалим) и длилось целых сорок лет.
Когда уже новый правитель Междуречья — Кир — разрешил иудеям вернуться в Палестину, оказалось, что возвращаться особенно-то и некуда. Ведь Иерусалим и его главная святыня — храм Бога Единого — были почти полностью разрушены. Многие из евреев впали в отчаяние при виде развалин любимого города. И тогда-то, из глубины всенародной тоски, и зазвучал вдохновляющий голос пророка Захарии, через которого Бог начал утешать и направлять людей.
Господь призывает слушателей пророчества не падать духом, но, как говорится в тексте, «укрепить руки», то есть приготовиться к созидательному труду. И труд этот обязательно принесёт обильные и радостные плоды. Виноград даст богатый урожай, как и вся земля Палестины, напоенная тёплыми дождями. Иерусалим окажется отстроен, его улицы наполнятся людьми — сердцем города снова станет храм Бога истинного. Все светлые пророчества Захарии сбылись в точности. Горечь от сорокалетнего плена постепенно стала сходить на нет.
Прозвучавший текст ясно объясняет, что происходило с народом еврейским ранее (почему их постигло поражение от Вавилона) и что затем послужило причиной радостного возрождения. Господь через пророка говорит, что предки слушателей Захарии прогневали Его. Действительно, многие иудеи той эпохи сначала возгордились, а затем впали в идолопоклонство — из-за того, что цари Израиля заключили политические союзы с языческими правителями, начали перенимать их порочные обычаи. Избранный народ забыл Бога, Который в течение веков спасал его от многих бедствий.
Осознание ошибок даётся подчас с большим трудом. Иногда необходимо опуститься до самых глубин тоски и боли, чтобы в полной мере почувствовать всю тяжесть допущенного промаха. Но путь наверх, пусть и труден, но всегда радостен. Вот и народ еврейский, фактически утратив родину, смог прийти в себя во время Вавилонского плена, смог смириться и покаяться. А затем начал непростое, но столь желанное для себя возрождение — духовное и, как его следствие, материальное.
Пророчество Захарии непросто так звучит в преддверии начала Великого поста. Через строки, имеющие, казалось бы, отношение к давно ушедшей эпохе и адресованные к давно умершим людям, Церковь обращается к нам с напоминанием. Прежде всего, о том, что нельзя отчаиваться. Что даже в самых сложных обстоятельствах есть место для надежды на Бога — всегда готового нам помочь возродиться из пепла, в который мы подчас собственными руками превращаем нашу жизнь.
Главным тут является, в первую очередь, понять — почему от нас вдруг отдалилась радость, какие поступки стали препятствием для благодати Божией? Осознание, безусловно, может принести горечь. Но только так — через сложный процесс осмысления промахов — под нашими ногами только и может возникнуть прочная опора, способная в конечном счёте стать исходной точкой для нашего возрождения. А наступающий Великий пост с его особенным укладом богослужения и общей покаянной настроенностью может помочь нам в этом.