Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 24-30

В мире нет человека, для которого смерть не являлась бы проблемой. Люди могут говорить, что им всё равно или что они не боятся, но это неправда. В большей или меньшей степени, в разных смыслах и контекстах, но каждый так или иначе о ней думает, потому что мимо неё пройти невозможно.
В молодости люди могут романтизировать смерть, особенно если все близкие живы, и она не касается личных переживаний. Однако взрослый человек, или даже молодой, но имеющий опыт потери близких, смотрит на неё совсем иначе. В смерти нет никакой романтики, она ужасна, потому что разлучает близких и дорогих друг другу людей. В ней нет красоты, потому что Бог не сотворил её, смерти не было в первоначальном замысле. Впрочем, как не было зла, и несовершенства, которыми мы наполняем свою жизнь с момента грехопадения.
В вопросе отношения к смерти на наши взгляды радикальным образом влияет наличие или отсутствие в нас веры в Бога. Атеист может назвать смерть трагедией, но только на эмоциях, от боли, которая для таких случаев естественна. При этом, если не брать эмоции, с атеистической точки зрения смерть — это часть естественного процесса. Умирание неприятно и умирающего жалко, но всё происходящее вполне закономерно, а то, что закономерно, не может быть трагедией. Напротив, человек верующий знает, что Бог смерти не сотворил и не радуется тому, что мы умираем. Смерть — явление падшего мира и значит её существование по-настоящему противоречиво и трагично. Её не должно было быть, но она есть. Бог её не творит, но позволяет ей существовать... И поэтому в ней есть не только трагедия, но и тайна промысла Божьего, о чем прикровенно сообщает нам сегодняшнее чтение.
Обращаясь к ученикам, Спаситель говорит, что верующие в него не умирают, но переходят от смерти в жизнь. При этом все мы знаем, что Христиане умирают так же, как и все остальные. Знал об этом и Сам Христос, ведь тем же самым ученикам говорил о предстоящих гонениях. Другое дело, что, говоря о смерти, Спаситель употребляет это слово в разных смыслах. Первый и самый главный — разлучение души и Бога, второй — разлучение души и тела. После грехопадения люди сначала умерли духовно, а потом телесно. Так обе смерти стали частью нашей жизни. Жизни временной и полной несовершенств. Тайна же заключается в том, что Тот, Кто является источником подлинной жизни от нас не отрёкся, но послал Сына Своего в мир для того, чтобы Свою жизнь предложить нам. Не навязать, но именно предложить. Причём предложить в первую очередь не через теоретические положения, но через практику жизни. Он, конечно, проповедовал вполне определённую систему взглядов, которой Церковь стремится быть верна, но в первую очередь важно, что люди увидели в Нём источник новой жизни, источник новых, возрождённых отношений с Богом. Несмотря на воскресение Христа, физической смерти позволено властвовать в мире, и она будет окончательно побеждена только при всеобщем воскресении мёртвых. В то же время, для верующих она оказывается не так страшна, потому что через Спасителя они преодолевают смерть духовную и живут с Богом уже здесь и сейчас.