
Евгений Сулес, автор программы "Частное мнение"
В одном интервью отец Алексей Уминский рассказывал, как где-то за границей друзья, люди не церковные, забирая его после службы из храма, спросили: у вас что-то там случилось? У всех такие скорбные лица...
Я тоже часто ловлю себя на мысли, что у нас в церкви порой «такие странные лица», серьезные, строгие, даже суровые: мы пришли в храм Божий! И всем своим видом показываем серьезность происходящего. Мы несём свою серьезность впереди себя и всячески её демонстрируем.
Но, мне кажется, эта внешняя демонстрация во многом пытается восполнить внутреннюю пустоту. И призвал же апостол всегда радоваться, а Спаситель — помазать голову и умыть лицо, когда постишься. Вот этой радости, а порой простой приветливости, лично мне не хватает и между прихожанами, и особенно когда кто-то приходит в храм «случайно».
Такого человека Бог привёл, даже если он просто забежал поставить свечку, чтобы сдать экзамен или найти работу. И мы просто обязаны встретить его с распростертыми руками, как долгожданного дорогого гостя, причём даже не нашего гостя, а гостя нашего Господа. Нам нужно его так радостно, так приветливо встретить, чтобы ему захотелось вновь прийти, потому что там, в храме, какие-то особые люди. Исполнить слова Господа «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
А мы, положа руку на сердце, можем годами ходить в один храм и даже не здороваться друг с другом.
Конечно, много и радостных людей в церкви, не все показательно серьезны. У нас, например, в храме бабушки, читающие записки, такие радостные и приветливые, что всякий раз, как смотрю на них, хочется улыбаться. И многие батюшки по-настоящему радостны, умеют и пошутить хорошо и к месту. Всё это несомненно есть. И вот с таких радостных людей я и хочу брать пример. Как писал отец Иоанн Крестьянкин: «Христианин должен быть для всех солнышком». Постараюсь быть солнышком для всех. И не только в храме.
Псалом 20. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы читали в школе поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и многие помнят, что среди спорящих мужиков был тот, кто считал, что лучше всего живётся царю. В этом ответе воплотился очень глубокий и древний стереотип, исходя из которого царь, или шире правитель государства, обязательно должен быть богат и властен, а стало быть, и счастлив. Но кто же на самом деле может быть весел и счастлив? Ответ на этот вопрос звучит в 20-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Счастье, конечно, явление относительное. Один бывает счастлив от того, что нашёл на день еды, а другой от того, что купил очередное украшение или пополнил свою коллекцию живописи работой, о которой давно мечтал. Эти люди не поймут друг друга, потому что их миры невероятно далеки. Впрочем, если присмотреться к слову «счастье», оно окажется связано с идеей обладания чем-то хорошим, может быть, хорошей частью чего-то общего. Причём в обыденном сознании есть представления о том, что чем эта часть больше, тем лучше. Большинство из людей во все времена и во всех странах жило довольно просто и простому человеку казалось, что счастье в богатстве. Из этих представлений рождались мечты о том, чтобы быстро разбогатеть, как в известной сказке Шарля Перо, из обладателя кота стать обладателем замка. И только обладатели замков хорошо знают, что они тоже могут быть несчастны и ищут счастья в чём-то другом.
Псалом, который мы сегодня услышали, представляет собой хвалебную песнь Богу, спасающему и поддерживающему царя. Примечательно, что хвала Творцу воздаётся за вполне понятные любому человеку вещи. Современному верующему, привыкшему к тому, в качестве главных нам стоит стремиться к духовным ценностям, этот акцент на ценностях бытовых может показаться странным. Например, царь благодарит Бога за поддержку во время войны, за победу и долгую жизнь. Господь услышал его и даровал ему, чего желало его сердце. Однако такое простое и в известном смысле бытовое изображение радости царя не должно удивлять. Потому что христианство на самом деле не против бытовой радости, не против долгой жизни и исполнения человеческих желаний. Оно против греха и забвения Бога. И эти акценты в псалме, конечно, самые главные.
Царь веселится, но веселится не своей силой, а силой Божьей. Царь рад спасению, но это спасение пришло от Бога. Даже просьба о жизни исполняется с лихвой, но именно потому, что только Господь может дать человеку жизнь во век века, то есть жизнь, превосходящую земную. Почему же всё это происходит? Почему царь счастлив и весел? Потому что всё своё упование, всю свою надежду царь возлагает на Бога и не сомневается в Его благости.
Псалом 20. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 20. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 20. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их].
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.
Как Новый год встретишь. Ольга Цой

Когда я ещё не воцерковилась, часто руководствовалась светской поговоркой: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь». Поэтому старалась отметить любимый праздник на должном уровне: в красивом платье, в кругу родных людей, за обильным хлебосольным столом. Под бой курантов, с неизменным салатом «Оливье», из года в год я провожала старый год и встречала новый почти одинаково. Пока не стала ходить в храм. Тогда правила поменялись.
Во-первых, я осознала, что тридцать первое декабря приходится на Рождественский пост. Тут уж про «Оливье» и прочие вкусности приходится забыть. Во-вторых, со временем сам праздник, Новый год, как-то стал отходить на второй план, уступая место долгожданному Рождеству Христову. Но все равно хотелось провести новогоднюю ночь по-особенному! Чтоб и праздник был, и радость, и чудеса, и подарки, и ночью не спать — всё, как в детстве.
И вот, решение, примирившее память детства и православные традиции, нашлось: в новогоднюю ночь я решила пойти на Божественную Литургию! Там и встретить Новый год.
Под вечер я красиво оделась и поехала в храм. Литургия — удивительное событие. Будто собираются самые близкие люди на Святую Трапезу. Получается, мы тоже собрались за столом, мы тоже празднуем, радуемся!
В полночь на улице стали раздаваться хлопки петард, вспышки салютов, громкие выкрики. Они казались такими далёкими, потусторонними и чужими. Ведь у нас в храме лилась молитва, пел хор, было спокойно и благодатно, не было мирской суеты.
Причастившись, в ночи мы поехали домой. Наверное, это было самое праздничное новолетие. Я почувствовала, что Господь благословил наступающий год. В ту ночь приоритеты были расставлены — я навсегда сохранила в памяти ощущение, когда стоишь в тишине с Богом и тебя не касается, не смущает бурный мир вокруг.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение