1 Пет., 59 зач., II, 21 — III, 9.
Глава 2.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Глава 3.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, что Христос оставил нам пример для того, чтобы мы шли по следам Его. Эти слова радуют нас и заставляют опасаться одновременно. С одной стороны, Сам Господь стал человеком и прошёл земной путь вместе с нами, Он знает, что значит быть человеком, так как вошел в опыт человеческой жизни. Раз Он показывает нам пример и зовёт нас за Собой, значит, Бог видит в нас способность пойти за Ним. Но с другой стороны: стоит посмотреть на дорогу, которая нам предстоит, и останется только ужаснуться, потому что жить так, как жил Христос, мы не можем.
Например, апостол пишет о страдании Спасителя. Но даже причины наших страданий не одинаковы. Мы страдаем из-за своего несовершенства, телесного и душевного, а Христос не сделал никакого греха. Более того, будучи злословим — не злословил в ответ, страдая не угрожал, но предавал происходящее на суд Божий.
Возникает резонный вопрос: не вырастает ли пропасть между нами и Христом? И ответ очевиден: вырастает, конечно. И всё же Бог пришёл на землю не для того, чтобы демонстрировать нам нашу слабость и Свою силу. Напротив, Он взял на себя наши грехи и не согрешил там, где мы грешим. Даже в ситуации опасности для жизни, Он оказался послушен Отцу и взошёл на крест. И сделал Он это для того, чтобы исцелить наше естество, показав его целым, здоровым и послушным Отцу. Поэтому можно сказать, что пропасть между нашим несовершенством и совершенством Христа заполнена Его жертвой и Его любовью. И когда мы слышим, что Спаситель является для нас примером, мы не должны бояться, потому что Он готов пройти этот путь вместе с нами. Если мы решимся идти и будем прикладывать усилия.
Самое важное, что речь идёт об усилиях в обычной человеческой жизни. Например, апостол говорит, что вполне по-христиански поступают жены, которые, став христианками, продолжают жить с неверующими мужьями. Он уверен, что их мужья без всяких слов убеждаются в истинности христовой веры, если видят в женах чистую и богобоязненную жизнь. Казалось бы, вещь вполне очевидная, но это совсем не так. Любой священник во время исповедальных или просто пастырских бесед слышит рассказы о том, что неверующие супруги и родственники не хотят ходить в храм и вообще слышать что-нибудь о Боге. При этом в разговоре выясняется, что пришедший на беседу реагирует на отказ близких вполне определенным образом: раздражается, унывает, злится, ведь уговоры ни к чему не приводят. Совет апостола звучит просто: начини жить так, чтобы ближние поверили тебе без всяких слов. Пусть они не сразу признают твою правоту, но хотя бы поверят в реальность того опыта, который изменил твою жизнь к лучшему. Школьный подход в своё время всех нас приучал к тому, что человек тебе поверит, если ты сможешь его убедить, объяснив и доказав свою точку зрения. Но библейский подход другой — ведь подлинную веру невозможно доказать, её возможно только явить через праведность собственной жизни.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен