Адрес храма Николая Чудотворца на Щепах:
121099, г. Москва, 1-й Смоленский пер., д.20, стр.1,
метро "Смоленская" (Филевская линия), при выходе повернуть направо и пройти 50 м.
Схема проезда:
Контакты:
121099, г. Москва, 1-й Смоленский пер., д.20, стр.1.
+7 (499) 241-04-45.
Адрес сайта: http://nikolashepi.ru/index.php
Сейчас и представить себе невозможно, что когда-то по реке Москве сплавляли лес, а недалеко от реки, на Воронухиной горе, там, где нынче пролегает Арбат и находится станция метро «Смоленская» Филевской линии, находился по-современному – производственный цех, а тогда - Государев щепной двор, на котором из бревен строили срубы для различных дворовых зданий.
Собственно отголоски названия этого деревянного производства сохранились в именах двух переулков - 1-й и 2-й Николощеповские переулки. Однако же, как вы понимаете, это не вся правда о наименовании переулков, ибо в названии их присутствует и еще одна часть – Николо…
И это, как вы уже догадываетесь, относится к весьма почитаемому в народе имени Николая Чудотворца, и, далее, к церкви, которая стояла (да к счастию, и стоит до сих пор) на этом месте.
Это Церковь Николая Чудотворца на Щепах.
Церковь на этом месте известна с 1649 года. Документы говорят, что это здание сгорело. И у нас едва ли есть причины в этом сомневаться – пожары долгое время были настоящим бичом для деревянной Москвы.
На месте сгоревшей церкви решили поставить нову, на сей раз каменную, что и было сделано в 1686 году по благословенной грамоте Патриарха Иоакима.
Не обошел стороною Николощепковскую церковь пожар Москвы 1812 года - церковь серьёзно пострадала, но впоследствии здание восстановили на народные средства. При восстановлении прибавился второй придел, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. А в 1813 году построили и сохранившуюся доныне колокольню.
В 1882 году по проекту архитектора Н. И. Финисова был построен северный придел церкви. В 1884 году соорудили южный придел, куда из трапезной перенесен престол Симеона и Анны.
В советское время храм закрыли одним из последних среди московских церквей - в 1934 году. После закрытия главы с барабанами и верх колокольни снесли, а здание перестроили под цеховые помещения.
Вот в таком виде, в коем просто невозможно было угадать очертания бывшей церкви, она – церковь – скажем так, внесла свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне: в цехах выпускались боеприпасы для фронта.
После возвращения храма Русской Православной Церкви в 1993 году началась реставрация, которую завершили весной 2008 года.
И теперь Церковь Николая Чудотворца на Щепах вновь красуется в 1-м Смоленском переулке, дом 20.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.