Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23
Священное Писание — это собрание книг, которые наполнены разного рода пророчествами. Пророки могли произносить их словами, но бывало и такое, что они совершали определённые действия, смысл которых заключался в том, чтобы передать людям волю Божию. Так, например, один из древних пророков, Иеремия, сделал ярмо, ошейник, который одевали на скот и рабов, повесил его на шею и в таком виде ходил по улицам Иерусалима. Так не только своими словами, но и самим своим видом он предупреждал евреев о том, что, если они не снимут с себя ярмо идолослужения, то придёт царь вавилонский, разрушит столицу, а они в качестве рабов будут уведены в плен.
Нечто подобное совершает и Христос в только что прозвучавшем отрывке. Смоковница — это дерево, которое было символом процветания Палестины. Это растение имело сочные плоды и широкие листья, которые давали приятную тень и укрывали путников во время зноя. Господь подходит к растению и не находит на нём смокв, потому что ещё не пришло время плодоносить. Однако Он проклинает дерево. Смысл этого странного действия становится понятен из последующего эпизода. Спаситель приходит в храм, который из места служения и поклонения Богу превратился в нечто вроде торгового центра. Иными словами, перестал выполнять своё прямое предназначение. Богослужения-то в нём совершались, то есть с уставом и выполнением ритуальных норм было всё в порядке. Вот только атмосфера там царила совершенно не соответствующая подлинной вере. Мы бы сказали, совершенно не молитвенная атмосфера. Лишь иллюзия богопочитания. На самом же деле за этой ширмой скрывался целый букет человеческих пороков: сребролюбие, любоначалие, лицемерие. Происходящее в храме — это прямая параллель образу смоковницы, на которой листья есть, а плодов нет. Своим поступком в храме Господь ясно показывает, что иудейская религия прогнила до корня, и дерево, которое некогда посадил Моисей, так бережно хранили пророки, по причине нерадения их потомков, засохло как смоковница. Люди забыли Бога, несмотря на то что всё еще продолжали скрупулёзно исполнять формальные предписания ветхозаветного закона. Они потеряли живую веру. Вместо Творца в их сердце поселились страсти.
Поэтому и заканчивается этот эпизод словами Спасителя о подлинной вере. Сердце того, кто ей обладает, не может быть загромождено горами страстей и греховных одержимостей. Его рельеф ровный, а пространство широкое. В нём есть глубина и высота, которая проявляется во всяком внешнем поступке. В нём нет никаких сомнений в Боге и Его поддержке. Именно Бог стоит в центре его жизни. Он ей управляет. А потому такому человеку чужды корысть, страх и обман. Именно такой добрый корень должен определять собой всю нашу внутреннюю и внешнюю религиозную жизнь. Тогда она будет радовать нас и окружающих не только пышной листвой, но также зрелыми и сочными плодами.