
Пророк Иеремия
Изображение: days.pravoslavie.ru
Существует такой литературный жанр — «иеремиада» — для обозначения произведений с горестными жалобами и сетованиями. Его родоначальником стал ветхозаветный пророк Иеремия. Вот только плач пророка Иеремии был вовсе не от уныния или отчаяния...
Сегодня мы говорим о пророке Иеремии и стихотворении Семёна Фруга «В темнице», в котором поэт размышляет о Иеремии и его пророческом служении.
Место действия — Древний Иерусалим. Время действия — 6 век до Рождества Христова.
Иеремия нёс своё пророческое служение в тревожное для еврейского народа время, когда вавилонский царь Навуходоносор Второй угрожал захватить и поработить Иудею. Впрочем, жители Иерусалима беспечно надеялись, что беда обойдёт их стороной.
Напрасно пророк Иеремия возвещал на улицах и площадях Иерусалима о грядущем гневе Господнем, обличал соотечественников за отступление от Истинного Бога и призывал к покаянию. Предсказаниям пророка никто не хотел верить. Иеремию отовсюду гнали, старейшины города считали кощунственными его речи о грядущем разрушении захватчиками Иерусалимского храма.
В конце концов, по приказу царя Седикии пророка Иеремию арестовали и посадили в темницу.
Эта тема — несправедливость осуждения пророка — привлекла внимание известного в дореволюционной России поэта Семёна Григорьевича Фруга. Его стихотворение под названием «В темнице» имеет подзаголовок: «Подземелье. Пророк Иеремия, заключённый царем Седекией в темницу, диктует отроку Варуху свои пророчества». В первых его строках Иеремия жалуется своему ученику на горькую долю узника.
Мой сын! Удушлив мрак моей темницы.
Сокрыт от глаз полей родных простор,
Не слышу, как шумит зелёный бор,
Не вижу, как в сиянии денницы
Стадами реют юные орлицы
Над снежными хребтами дальних гор...
Пророк Иеремия не случайно обращается к своему писцу со словами «Мой сын».
Юный Варух был преданным учеником пророка Иеремии. Он повсюду ходил за своим наставником и, порой с риском для жизни, записывал на свитках его пророческие речи.
Вот и в темнице Варух оказался рядом со своим учителем, записав удивительное признание пророка Иеремии о том, как к нему приходит откровение — только после искренней и горячей молитвы.
Но пал я ниц и жарко я молился —
И внял Господь мольбе моей святой:
Волшебным светом ум мой озарился,
Живительной и чудной теплотой
Наполнилась душа моя больная;
Небесный пламень, радость неземная
Проникли в мрак темницы роковой...
И я воскрес, восстал с поднятой головой,
В устах моих зажглось, вскипело снова
Бессмертной правды пламенное слово...
В 587 году до Рождества Христова войска вавилонского царя Навуходоносора Второго захватили древнюю Иудею, разрушили главную святыню евреев — Иерусалимский храм и многих жителей страны увели в плен. Предсказания Иеремии сбылись. Сам пророк и его ученик избежали пленения, так как находились в это время в темнице за пределами осаждённого города. Горько оплакивали они опустевший, превратившийся в дымящиеся развалины Иерусалим. Но Иеремия был извещён Богом о том, что страдания древних евреев в Вавилонском плену не будут длиться вечно.
Освобождение придёт, когда его беспечные соотечественники вспомнят заповеди, которые Господь дал еврейскому народу, и вернутся к вере своих отцов.
Но — горе вам, беспечные! Придёт
Урочный час. Пустыня встрепенётся...
Так заповедей огненное слово
Под грудами пожарища немого
В холодном пепле были вековой
Храниться будет искрою живой.
Литератор Семён Григорьевич Фруг сюжеты многих своих произведений черпал из Библии, в том числе и для стихотворения «В темнице» о ветхозаветном пророке Иеремии.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер