
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Для первозданного человека общение с Богом в Духе Святом было естественным. Благодаря этому общению в каждом раскрывалась та творческая и личная уникальность, которую Бог вложил в каждого из нас. После грехопадения творческие способности в человеке сохранились, но из-за рабства страстям, из-за страха смерти, человек оказался неспособен развиваться полноценно. В глубине души он чувствует, что сотворён для любви и общения, но творчество его заканчивается разрушением, а общение соперничеством. Зная, что человек бессилен измениться, Бог приходит для того, чтобы вернуть его на истинный путь.
Четвёртая глава послания к Ефесянам, отрывок из которой мы читаем сегодня, начинается с призыва к единству в Духе, ведь ученики верят в одного Бога и надеются на общее воскресение. Однако единство, к которому они призваны, не унылое и однообразное, перемешивающее всех в одну серую массу. Мы едины в вере, едины в нравственной жизни, но в то же время очень разнообразны, ведь получаем от Бога разные дары, которыми призваны служить друг другу в Церкви. Апостол так и говорит: каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. То есть дара, который даётся нам Иисусом Христом и раскрывается в ту меру, в которую мы сами возрастаем в Нём как части Его Тела, как члены Церкви.
Но как в падшем человеке раскрывается этот дар? Он раскрывается благодаря причастности жизни Иисуса Христа, благодаря причастности Его подвигу. Ведь прежде, чем взойти на небо в качестве победителя, Спасителю предстояло взойти на крест в виде побеждённого. Ему предстояло не только умереть, но и сойти во ад, чтобы освободить тех, кто был пленён дьяволом. Христос побеждает не только силой, которой обладает как всемогущий Бог, но и верностью Отцу, которую проявляет как человек. И этим Он открывает путь для каждого из нас. Всё то доброе, что есть в человеке, что заложено в него Самим Творцом, раскрывается в нас, когда мы идём вслед за Спасителем.
Сегодняшнее чтение неслучайно читается в воскресенье, следующее за праздником Богоявления. Стоя на берегу Иордана, Иисус говорит Крестителю: должно нам исполнить всякую правду. Спускаясь в Иордан, в воды которого люди входили для омовения грехов, Он берёт на себя грех мира, все его ошибки, всю его злобу... И не грешит там, где люди грешат, не ошибается там, где они ошибаются, не злится там, где торжествует зло. Напротив, Он являет Собой истинного Сына, в котором пребывает Дух Святой и, когда над нами совершается таинство Крещения, мы входим в жизнь Христа. В Его праведность, Его святость. Через Него мы усыновляемся Отцу и получаем Духа Святого. Именно здесь, на этом пути происходит постепенное раскрытие в каждом того дара, о котором апостол говорит в начале отрывка. Кто-то поставлен апостолом, кто-то пророком, кто-то пастырем, и всё это для того, что в синодальном переводе названо совершением святых и что на самом деле означает совершенствование всех христиан. Но совершенствование не в смысле простого личного возрастания, благодаря которому мы становимся лучше, но в смысле созидания Тела Церкви, ведь во Христе мы становимся лучше, только если растём в любви к другим людям. Духовная жизнь — это путь к единству веры, единству познания Бога, к единству в Церкви, которая есть Христос. Именно в Нём исполняется полная мера замысла Божьего обо всём творении. И все мы, несмотря на различия между нами, призваны быть похожими на Христа — не внешне, конечно, но в том, как воля Божия открывается в нашей жизни.
Гость-счастье в доме

Фото: PxHere
Давно это было. Жили в одном селении три брата, бедные-пребедные.
В те времена крестьяне в конце лета отмечали праздник жатвы. В этот день они наряжались, выходили в поле с серпами, срезали несколько колосьев, а потом усаживались пировать и веселиться.
А нашим братьям даже на праздник жатвы нечего было взять с собой поесть-попить, кроме кусочка чёрствого хлеба да кувшина воды.
Вот вышли крестьяне в поле, сели праздновать. Вдруг откуда-то появился незнакомый старик. Идёт мимо крестьян, и с каждым здоровается. Все ему кивают, но никто к себе не зовёт, ничем не угощает. Подошёл старик и к трём братьям.
— Присядь, отец, поешь с нами хоть хлебушка, — предложили они старику.
Присел старик к ним, спрашивает:
— Все поют, веселятся, а вы чего такие невесёлые?
— Да какое веселье — пустой хлеб есть да водой запивать!
— Ничего, налейте, выпьем хоть воды, — говорит старик.
Взял один из братьев кувшин, а в нём — не вода, а густое вино!
— Поглядите вон на ту горку, не овца ли там? — спрашивает старик.
— Нет, это камень большой, — отвечают они, но всё-таки послали младшего брата посмотреть.
Поднялся он на горку, а там — туша откормленной овцы и белый хлеб лежит рядом, будто для него положены.
Зажарили братья овцу, и пошёл у них пир горой с весёлыми песнями.
— Чего вы хотите, о чём больше всего мечтаете? — спрашивает у них старик.
— Мне бы земли немного, чтобы я мог семью прокормить, —говорит старший брат.
—А мне бы скотиной обзавестись, — стал мечтать вслух средний.
— А я мечтаю на хорошей девушке жениться и добрую хозяйку в дом привести, — признался младший брат.
— Будет у вас и земля, и стада тучные, а у тебя жена добрая. Будете счастливыми, покуда будете гостеприимными, — сказал старик и исчез.
Поняли братья, что не простой это был гость. Зажили они с той поры совсем по-другому, не ведая больше ни горя, ни нужды.
Но однажды отправился старик-волшебник проведать наших братьев: узнать, как они живут, как его наказ выполняют. Постучался он в дом старшего брата и попросил приюта.
— Ступай прочь, на вас, бродяг, хлеба не напасёшься! — сказал тот из-за двери.
Постучался старик к среднему брату, а тот даже на порог гостя не пустил.
— Коли так, живите по-прежнему! — молвил старики отправился к младшему брату.
Отворила дверь его жена — красивая, да только очень печальная.
— Входи, дедушка, — пригласила она в дом старика. — Сынок у нас болеет, но для гостя всегда место найдётся.
Пошла хозяйка в погреб за угощением, вернулась — а её сын рядом с мужем и гостем за столом здоровый и весёлый сидит.
Не зря говорят, что гость счастье в дом приносит. А когда старший и средний брат тоже это поняли, их жизнь снова наладилась.
( по мотивам грузинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Совесть — голос Бога?» Священник Георгий Белькинд

Гостем программы «Пайдейя» был президент образовательного фонда имени Сергея и Евгения Трубецких священник Георгий Белькинд.
Мы говорили о христианском взгляде на совесть, можно ли сказать, что это «голос Бога в человеке», как обращение к совести может помогать в образовании и воспитании.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Воробей и лиса

Фото: PxHere
Одно время воробей и лиса были закадычными друзьями. Куда лиса бежит, туда за ней и воробей летит.
— Братец-воробушек, — говорит как-то раз лиса, — хочешь, давай вместе посеем пшеницу?
— Хочу, кумушка.
Посеяли друзья пшеницу. Выросла она, поспела. Пришла пора убирать урожай. Воробей с лисой начали колосья жать с самого утра. Но вот солнышко припекать стало, а лиса-то была всем лентяйкам лентяйка, и решила она схитрить.
— Братец воробушек, — говорит, — ты жни, а я пойду вон на ту горку, буду небо подпирать — боюсь, как бы оно не упало. Упадёт небо — поломает ведь нашу спелую пшеничку.
— Иди, кумушка, — говорит воробей, а сам опять принялся за работу — жнёт себе да жнёт.
Взошла лиса на пригорок. А тут как раз облако выплыло из-за гор. Села лиса, подняла лапы — и сделала вид, будто облако подпирает.
Воробей сжал ниву, убрал снопы, подмёл гумно и говорит:
— Идём, кумушка, давай пшеницу молотить.
— Молоти ты, воробушек-братик, а мне и нынче придётся небо подпирать. Видишь, сколько там туч собралось? Не то они упадут и всю нашу пшеницу испортят.
Запряг воробей волов, обмолотил пшеницу, провеял и стал в мешки собирать.
— Иди, кумушка, будем пшеницу делить.
— Иду, иду! — кричит лиса.
Прибежала лиса, увидела богатый урожай и говорит:
— Сейчас ты узнаешь, воробушек, мою доброту. Можешь зачерпнуть себе горсточку зерна, а всё остальное мне причитается. Ведь моя работа потяжелее твоей будет — я весь день небо подпирала, совсем умаялась. Ты же видишь, какое небо огромное.
Забрал воробей свои зёрнышки, и полетел восвояси. Сел на ветку — и зачирикал, стал на судьбу свою жаловаться. Увидела его собака и спрашивает:
— Ты что пригорюнился, приятель? Всегда неунывающий, а сегодня жалобные песни завёл.
Рассказал ей воробей, как его лиса обделила и обидела. Рассердилась собака и говорит:
— А ну-ка, веди меня к своей подружке!
Привёл её воробей к лисициной житнице. Собака влезла туда и зарылась в зерно.
На другой день собралась лиса на мельницу — пшеницу молоть. Пришла она в житницу, стала сгребать зерно, видит — из него собачье ухо торчит. Подумала лиса: это что-то вкусное — да и хвать зубами. А собака как вскочит, как бросится на лису.
— Ой, ой! Отпусти меня? Ты что тут делаешь?
— Пока ты собой небо подпирала, я устроился на службу землю от обманщиков защищать, — говорит собака. — Верни воробью то, что он честным трудом заработал, а то ведь я тебя из-под земли достану...
Отдала лиса воробью пшеницу, но с той поры дружба их разладилась, она ведь в делах проявляется. Не стоит дружить с тем, кто всегда хитрит и обмануть норовит.
(по мотивам болгарской сказки)
Все выпуски программы Пересказки