Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18
Не секрет, что самыми трудными в плане христианской проповеди являются такие страны, как Индия и Китай. Местные жители с большой неохотой принимают учение Спасителя, апеллируя к тому факту, что их религиозная традиция значительно древнее. Анализируя данную проблему, один известный богослов современности — Жан Даниелу — объяснил неудачи миссионеров в Индокитае так: «Мы учим местных жителей не Евангелию. Мы учим их быть европейцами».
Сегодняшнее евангельское чтение, в первую очередь, говорит нам об изначальной культурной универсальности христианства. Безусловно, учение Спасителя в качестве основания имеет под собой закон Моисея, но уже на самом раннем этапе истории Церкви стало понятно, что Евангелие при правильной подаче и объяснении может быть принято самыми разными людьми. В том числе — не имеющими никакого отношения к еврейской цивилизации.
В таком контексте и необходимо понимать прозвучавшие строки из Евангелия от Луки. Апостол сразу же обозначает причастность к миссии Христа всего человечества. В понимании той эпохи, естественно. Вот почему упоминается имя римского императора Тиверия, а также правителя Иудеи Понтия Пилата. Ведь именно с Римской империей ассоциировался на тот момент обитаемый мир. И не важно, что данное государство было языческим. Совсем скоро в городах и весях империи зазвучит проповедь Евангелия. И всё изменится!
Кому-то озвученная логика покажется несколько натянутой. Ведь миссия пророка Иоанна Крестителя, о котором тоже говорится в сегодняшнем чтении, была адресована исключительно иудеям. Но давайте внимательно посмотрим на ветхозаветную цитату, которую апостол Лука приводит для подтверждения того факта, что служение Иоанна являлось промыслительным и действительно готовило всех людей к пришествию Христа Спасителя. Предтеча, говоря о грядущем Мессии, цитирует своего предшественника — пророка Исайю. Если иные евангелисты приводят только начало высказывания Исайи, то Лука помещает пророчество практически полностью. И мы слышим замечательные слова — «узрит всякая плоть спасение Божие!»
Таким образом, даже в ветхозаветном понимании, не замутнённом позднейшими раввинистическими толкованиями, служение Мессии имело отношение не к отдельно взятому народу, а ко всему миру. Оно должно было принести духовные блага не одним только иудеям, но каждому человеку — любой национальной принадлежности. И уже на уровне служения Иоанна Предтечи, которое ещё вполне ветхозаветное, мы, тем не менее, ощущаем совершеннейший универсализм нравственных принципов закона Божьего.
Наставляя паломников, пророк просит их не давать в обиду слабых, не брать чужого, довольствоваться честно заработанным, а ещё делиться с нуждающимися тем, что мы имеем. Всё перечисленное, как и пристальное внимание к чистоте совести, и есть то самое исправление путей, на котором настаивает Иоанн. Здесь пророк использует понятный современникам образ. Когда какой-либо царь собирался делать объезд владений, в первую очередь чинились дороги. Чтобы правитель мог добраться туда, куда ему было нужно.
Иоанн, конечно же, говорит не о физических дорогах, а о человеческих сердцах. Если люди хотят, чтобы Мессия пришёл в их жизнь, они должны устранить препятствия на Его пути — отказаться от лжи, сказать нет проявлениям порока. То есть исправить путь своего сердца, согласовав его с заповедями Божиими. Слова Крестителя актуальны и в наши дни. От человека, желающего обрести гармонию с Богом, по-прежнему требуются совестливость, честность, милосердие. Требуются они не в качестве откупа от Бога, и не в качестве какой-то жертвы в Его честь. Евангелие устами пророка Иоанна призывает нас вернуться в человеческое состояние в подлинном смысле этого выражения — состояния праведности перед Господом, уподобления Ему в святости и чистоте.