
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В истории каждого народа бывают непростые времена. Обратившись к ветхозаветной части Библии, можно с уверенностью сказать, что подобным периодом для еврейского народа стал так называемый Вавилонский плен. Он оказался следствием неразумной политики иудейских правителей, которые явно забыли завет пророка Давида — «не надейтесь на князей, на сынов человеческих».
Цари Иудеи полагали, что в политическом смысле гораздо выгоднее концентрировать внимание не нравственной стороне собственной жизни или поведении подчинённых, а искать сторонней помощи и поддержки у сомнительного рода союзников-иноверцев. В данном случае — развращённых властью египетских фараонов. Ненормальность сложившейся ситуации всем сердцем ощущал пророк Иеремия. Будучи выходцем из священнической семьи, он мог сделать успешную карьеру, но избрал иной путь. Иеремия принял призыв Божий и стал проповедником Его воли.
В отношении древнего Израиля, она (эта воля) проявляла себя, прежде всего, в том, чтобы не жертвовать религиозными принципами, соблюдать заповеди Божии и тем самым проявлять верность завету, который Бог заключил с патриархом Авраамом. К сожалению, горизонт видения правителей Иудеи ограничивался почти исключительно меркантильными интересами, за что древние евреи и поплатились, оказавшись в плену у вавилонян.
Стоит отметить, что апостол Павел в своём послании к Евреям видит причину случившейся катастрофы ещё и в некотором несовершенстве самого ветхозаветного законодательства. Оно по преимуществу оказывало влияние на внешнюю жизнь человека, проявляло себя, скорее, как ограничитель пороков, а не средство, помогающее духовному росту. Вот почему Павел делает вывод, что Новый Завет оказался для человечества просто необходим. Ведь Евангелие апеллирует преимущественно к внутренним вещам. Христос Спаситель постоянно указывает на необходимость начинать изменение мира с изменения себя.
Почему апостол рассуждает над соотношением Ветхого и Нового заветов? В первую очередь, потому что данная тема крайне волновала его читателей — крестившихся евреев, живших в Иерусалиме. После гибели Иакова, первого епископа местной Церкви, эти люди, испугавшись гонений, начали возвращаться в прежнюю веру. Павел не укоряет читателей за предательство, но призывает задуматься над тем, что, собственно, представляет главную ценность в их жизни?
Ответить на данный вопрос оказалось для читателей Павла не так уж и просто. Ведь речь, в том числе, шла о преодолении привычной формы восприятия отношений между Богом и человеком. Безусловно, тщательно соблюдать различные обряды и традиции не так уж и просто, но гораздо сложнее положить в основание духовной жизни стремление к истинному совершенству. Оно для Павла является синонимом Богосыновства.
В ветхозаветной традиции Богосыновство ассоциировалось исключительно с принадлежностью к определённой народности, когда кровное родство гарантировало те или иные религиозные преимущества. Основываясь на прецеденте Вавилонского плена, апостол указывает, что ничего в духовной жизни не может происходить автоматически. Так, например, заключённый с Авраамом завет сам по себе не спас Иудею от нападения захватчиков.
К чему же, в конечном счёте, призывает читателей апостол Павел? Для него Ветхий Завет — ценная часть истории его народа, но он при этом прекрасно понимает, насколько Евангелие превосходит все нормы древнеиудейской религиозности. Закон Моисея сдерживал человеческую греховность. Учение Христа открывает перспективу духовного совершенства, основанием которой оказывается не просто какое-то морализаторство, но тот факт, что благодаря Сыну Божьему людям был возвращён Рай. Стать его обитателями могут все люди — вне зависимости от национальной принадлежности. Главным условием в данном случае является вера во Христа Спасителя, принятие таинства крещения и искреннее стремление положить в основание каждого поступка искреннюю веру и очищенную от лукавства совесть.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема