Адрес храма священномученика Власия (Спаса Преображения) в старой Конюшенной слободе:
121001, Москва, Гагаринский пер., 20, стр. 2,
ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Схема проезда:
Контакты:
121001, Москва, Гагаринский пер., 20, стр. 2,
+7 (495) 241-23-80.
Ранее – еще со времен Ивана Грозного - это место в Москве называлось Конюшенной слободой. Жили здесь дворцовые конюхи. И, конечно, поставили они здесь приходскую церковь во имя Священномученика Власия, который почитался на Руси как покровитель домашних животных.
Впервые церковь упоминается в 1625 году и именуется в документе как церковь Власия на Козьем болоте. Но историки предполагают, что церковь стояла здесь лет на сто раньше. И была, как водится, деревянной.
Документальные же свидетельства о каменной церкви относятся к 1644 году.
Небольшой одноглавый четверик храма относят к середине, а его декоративные украшения – уже в стиле московского барокко, — к концу 17-го века. В целом же считается, что этот храм представляет композицию, характерную для допетровской эпохи. К слову, в интерьере храма сохранились фрагменты настенной живописи 17-го века.
Церковь многократно перестраивалась. В 17 веке построили первую трапезную, в 18 веке возвели колокольню, в первой половине 19-го века создали новую апсиду, а в последней четверти 19-го века на средства купца Федора Куманина построили новую трапезную с приделом Казанской божьей Матери.
Во время наполеоновского нашествия в 1812 году церковь изрядно постсрадала. Да так, что ее привели в порядок и освятили лишь три года спустя – в 1815-м.
После революции церковь действовала до 1939 года. И, видимо, действовала весьма активно, раз 1926 году в правой пристройке освятили престол во имя Серафима Саровского. Его перенсли сюда из закрытой ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке.
Однако в 1939 году церковь все же закрыли и в ней разместились школьные мастерские. А позже – Росконцерт и ансамбль русских народных инструментов «Боян». Надо сказать, что музыканты этого ансамбля многое сделали для реконструкции и возрождения храма.
В 1976 году храм начали реставрировать, но в 1983-м, полностью не закончив реставрацию, ее приостановили.
Но зато в этом же году – вернули храм законному владельцу – Русской Православной Церкви.
Церковь священномученка Власия. Гагаринский переулок, дом 20.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.