Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12
С одной стороны, Христос проповедовал в очень непохожей на нашу среде, и многие реалии того времени, того народа с его культурой навсегда останутся для нас загадкой, а потому нам бывает довольно непросто представить то, каким образом воспринимали слова Христа Его непосредственные слушатели, потому как восприятие любой информации напрямую связано с особенностями языка, культуры и запросов слушателей. Собственно, нечто подобное происходит и сегодня, среди нас самих: все мы очень по-разному воспринимаем слова Христа, а зависит эта разница от неисчислимого количества факторов. Если же говорить о современниках Христа, то иногда кажется, что это были совсем другие люди, с которыми у нас очень мало общего, но, конечно, есть и то, что нас, помимо принадлежности к роду человеческому, объединяет. Одним из объединяющих начал можно назвать отношение к браку. Мы привыкли, как и Христовы современники, что расторжение брака — дело если и не самое хорошее, то вполне допустимое, а среди наших родственников, друзей и знакомых есть масса людей, которые прошли эту процедуру, и, в общем-то, неплохо себя чувствуют. Более того, если верить статистике, то абсолютное большинство наших сограждан прекрасно знают, как выглядит государственное свидетельство о расторжении брака, и имеют такое свидетельство среди прочих своих документов.
Вроде бы, у нас для такого отношения к браку есть все основания, если не брать в расчёт банальное «не сошлись характерами», то существует масса иных, значительно более уважительных причин: насилие, химические зависимости, проблемы с психикой и так далее. Конечно, было бы крайне немилосердно говорить, что всё это необходимо во что бы то ни стало терпеть, и ссылаться при этом на книгу Бытия так, как ссылался на неё Христос. Но вместе со ссылкой Спаситель сделал очень важную оговорку тогда, когда говорил о причине, по которой Моисей дал позволение разводиться: «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк. 10:5). «Вашему» здесь со всей очевидностью относится не к конкретным людям, не к тем, кто пришёл с вопросом о разводе ко Христу, а вообще ко всем нам, то есть к человечеству.
Брак был установлен Богом как то, что не может быть разрушено, брак, по словам Христа, подобен телу человека, и человек не может без последствий расстаться с частью своего тела, да и само стремление сделать подобное свидетельствует о серьёзных внутренних проблемах человека, на которые нельзя не обращать внимание. Христос стремление к расторжению брака сводит к жестокосердию, и если вдуматься, то Он, конечно же, прав. В самом деле, все те внутрисемейные проблемы, которые в конечном итоге вынуждают людей решиться на этот шаг, имеют своё основание не во вне, а внутри человека, и если мы хотим, чтобы эпидемиями разводов осталась в прошлом, нам всем необходимо обратить внимание на самих себя, на своё сердце, на то, чтобы оно не было жестоким и чёрствым, чтобы каждый из нас умел выходить за пределы заботы лишь о себе, и чтобы мы умели видеть и понимать боль другого человека.