Евр., 310 зач., IV, 1-13.
Глава 4.
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.
5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
9 Посему для народа Божия еще остается субботство.
10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Важнейшим понятием сегодняшнего отрывка является покой. Апостол Павел повторяет это слово чаще других и призывает нас войти в покой Божий. Само слово «покой» в русском языке связано со словом почивать, то есть отдыхать, быть в безмятежном состоянии и, конечно, еврейское и греческое слово также связаны с отдыхом, с остановкой деятельности, ведь в самом простом биологическом и социальном смысле «покой» — это не просто общечеловеческое понятие, оно знакомо всем живым существам. Мы ищем еду, питьё, возможность набраться сил, как ищут этого и все прочие существа, живущие на земле... Однако, в отличие от них, мы, люди, не можем на этом успокоиться и всё время ищем чего-то большего. Кто-то занимается культурой, кто-то наукой, люди ставят вопросы... Да только вот ответы оказываются лишь чем-то частным, не отвечающим на главный вопрос: «Кто мы? Зачем мы? И в чём наша цель?» Иногда люди думают, что, став верующими, они сразу получат ответ на все вопросы и успокоятся. Но любой верующий знает, что жизнь всё равно может быть наполнена сомнениями, потому что сам человек не может ничего гарантировать. Именно поэтому от апостола Павла, который в другом месте призывает учеников к дерзновению, сегодня мы слышим призыв к опасению. Как же могут в одной душе умещаться дерзновение и опасение? Могут, если это дерзновение к Богу, с надеждой, что Он спасёт, и опасение за свой собственный выбор. Ведь и иудеи тоже дерзновенно ушли из Египта в пустыню, но тяготы жизни привели их к сомнению в Боге, и в землю обетованную они не вошли. Они слышали слова пророка Моисея, но эти слова не привели их к доверию Богу, или, как говорит апостол, «слышанное не было растворено их верой». В каком же смысле вера приводит человека к состоянию покоя? Да и возможен ли он для нас на этой земле? Разве может человек, пока он жив, в буквальном смысле успокоиться от всех дел своих? Но покой, о котором пишет апостол, — это покой не физический или социальный... это покой духовный. Он не зарабатывается, не устраивается с помощью реформ или революций. Он открывается в вере, когда ты начинаешь доверять Богу не просто в частных делах, не в вопросах здоровья, учёбы или даже мирного неба над головой, эти вопросы могут казаться глобальными, но они всё равно не касаются всего. Апостол зовёт нас устремиться к Божьему покою вместо того, чтобы проявлять непокорность.
Когда-то Бог призвал Свой народ и пообещал ему привести его на место покоя. Люди поверили и вышли из Египта, но что было в их сердцах? О чём они думали на самом деле? Доверяли ли они так, как стоило доверять? Нет. И поэтому, столкнувшись с трудностями, они растеряли всё своё доверие и всю оставшуюся жизнь скитались по пустыне. Так и каждый из нас, когда-то поверив Богу, вышел в путь и пошёл. Для иудеев, которые вышли из Египта, понятие покоя было связано с местом, с землёй обетованной, но по-настоящему покой — это состояние сердца, которое доверяет Богу. Это доверие совсем не связано с отсутствием проблем, ученики Христа были гонимы за веру, за свои нравственные решения, но в глубине сердца были убеждены, что в итоге, если не сейчас, то в конце времён, Бог всё устроит. Они могли быть лишены покоя в бытовом или социальном смысле, но их сердце пребывало в покое Божием, который у них было не отнять.
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час
«Естественные науки и вера». Александр Молчанов
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы был преподаватель биологического факультета МГУ им. М.Ю.Ломоносова Александр Молчанов.
Разговор шел о том, как естественно-научные знания, в частности в области биологии, могут помочь в приходе к вере в Творца и понимании Его участия в создании мира, а также о том, как можно заинтересовать детей изучением биологии и чем это может быть полезно.
Все выпуски программы Пайдейя