
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
За каждым из множества упомянутых в этом отрывке имён кроется своя история, иногда крайне печальная, иногда, напротив, в высшей степени жизнеутверждающая. О каждом из перечисленных апостолом Павлом человеке есть, что сказать, но значительно более интересным видятся не биографические сведения о вторичных персонажах первохристианской истории, а подход апостола Павла к этим людям и к самому себе.
Так, апостол упоминает некоего «Александра медника», который сделал Павлу «много зла». Итогом упоминания об этом человеке стало то, что апостол предостерегает Тимофея не иметь никаких дел с Александром, ну а самого Александра Павел предаёт в руки Бога. Апостол не проклинает этого человека, не вынашивает планов мести, но произносит молитвенное воззвание, в котором просит Бога воздать Александру по его делам. Здесь мы не видим прощения, и это понятно: как простить того, кто не делает никаких шагов к покаянию? Но здесь и нет злобы, вместо неё мы находим констатацию очевидного для любого верующего человека факта: судить нас будет Бог, и судить Он нас будет по нашим делам в том случае, если мы, как и Александр медник, окажемся не способны принести должное покаяние за содеянными нами вольные и невольные грехи.
Далее апостол Павел пишет ещё одно молитвенное воззвание, которое относится уже к нему самому: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков» (2Тим. 4:18). Когда мы сегодня произносим фразу подобную фразе «Господи, сохрани!», то мы, как правило, имеем в виду сохранение нашей жизни, а также общее её благополучие. У апостола же мы видим нечто совершенно иное, и нам непривычное: Павел просит Бога сохранить его «для Своего Небесного Царства». Иными словами, «сохранение» для апостола имеет смысл только в перспективе будущего века, а этому «сохранению» могут помешать не столько люди, сколько грехи, молитва апостола по своей сути является ничем иным, как пересказом молитвы Господней, в которой мы просим «не ввести нас во искушение» и «избавить нас от лукавого». Апостол Павел в высшей степени трезво осознавал свои силы, и понимал, что у него их нет для сопротивления греху и искушениям, избавить от них его может только Бог, поэтому именно в Его власть апостол предавал самого себя. И как мы знаем, такая тактика оказалась успешной: Бог сохранил Христова апостола для Своего Небесного Царства.
19 декабря. О Боге как источнике всякого добра

В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его».
О Боге как источнике всякого добра — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О личности и творчестве Даниила Мордовцева

Сегодня 19 декабря. В этот день в 1830 году родился русский писатель, историк и публицист Даниил Мордовцев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе
Сегодня 19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, жившего в четвёртом веке.
О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема











