С 18-ого столетия в Москве был известен род Ляминых, благодаря которому закладывались лучшие традиции русского купечества. Многие представители этой семьи прославили свою фамилию, но самым известным стал Иван Артемьевич Лямин.
Профессионал своего дела и человек исключительной порядочности, он быстро завоевал уважение московского купечества. У Ивана Артемьевича было множество званий – почётный гражданин Москвы одно из них. А что касается должностей, то одно время Лямин работал городским головой и много хорошего сделал для Москвы. Его стараниями пустили конку – конную железную дорогу и установили первые электрические фонари. На его средства были построены пять училищ для мальчиков. Открытие знаменитого Политехнического музея - тоже заслуга Лямина.
Иван Артемьевич получил прекрасное образование. Он закончил Императорскую практическую Академию коммерческих наук. И успешно продолжил дело своего отца. Мануфактура Ляминых при Иване Артемьевиче работала так эффективно, что он быстро стал очень состоятельным человеком. Воспитанный отцом в православной вере, Иван не хотел тратить деньги только на свою семью – жену и девятерых детей. Потребность делиться была воспитана в нём с детства. Поэтому большую часть заработанного Лямин переводил на благотворительные нужды.
Купив ткацкую фабрику в городке Яхрома, Иван Артемьевич превратил её в процветающее предприятие. В России в это время начался бум на текстильные изделия. Лямин воспользовался благоприятным моментом и стал расширять производство. Деньги текли рекой, а он вкладывал их в новейшее английское оборудование и в улучшение жизни рабочих, которых искренне любил.
При своей фабрике Лямин построил детский сад, школу, ремесленное училище для детей рабочих. Открыл образцовую больницу с большим штатом врачей. Слава об этой клинике шла по всей Московской губернии. К тому же рабочие могли не беспокоиться о завтрашнем дне, ведь даже в кризисные времена Иван Артемьевич никого не увольнял и не снижал зарплаты.
Бытовые условия фабричных работников тоже были выше всяких похвал. Люди жили в специально для них построенных домах. В народе их до сих пор называют «ляминскими». Один из своих личных домов Иван Артемьевич превратил в дом престарелых. А в другом устроил Дом отдыха.
Много времени Лямин отдавал религиозному воспитанию детей. Своих и чужих. Благотворителя избрали старостой церкви святителя Николая на Ордынке и при храме тут же была построена приходская школа – одна из лучших в Москве. 30 лет Лямин поддерживал и школу, и церковь.
А когда в Яхроме начали строительство Троицкого собора, Иван Артемьевич не пожалел на него денег. Он говорил, что «церковь непременно принесёт большую нравственную пользу для рабочего люда» и заказал архитектору проект в духе петербургского Казанского собора. Так в простом рабочем посёлке появился самый величественный храм Подмосковья. Иван Артемьевич до открытия собора не дожил, но передал эстафету благотворительности своему сыну Семёну. Он и завершил, начатое отцом дело, а потом на свои деньги пристроил к храму колокольню. Вдова Ивана Артемьевича – Елизавета Семёновна – тоже поддержала семейную традицию. В память о муже она возвела небольшой храм Святой Елисаветы в городе ДмИтрове.
Первая заповедь российского купечества звучала так: люби и уважай человека. Иван Лямин свято соблюдал и это правило, и другое: если Бог дал тебе, то и ты должен помогать другим. Благотворительность была для Ивана Артемьевича необходимым делом. А сам он стал одним из самых уважаемых людей дореволюционной России.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.