Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 1-10
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Иисус Христос объясняет фарисеям Своё доброе отношение к мытарям и грешникам. Эти последние приходили ко Христу, чтобы послушать Его, и Он не гнушался общением с ними. В то время как фарисеи не только гнушались сами, но и требовали такого же отношения от других.
Человек, часто читающий Священное Писание, может не замечать того, как страшно звучат слова: «мытари и грешники». Они как будто припечатывают людей к позорному столбу. Современный верующий может, повторяя за древними подвижниками, считать, что вся его жизнь полна грехов и он даже не начал исправляться. Но при этом, вслед за отцами-аскетами, он также должен верить в силу покаяния и любви Божией. В лице же фарисеев мы видим людей, которые считают себя праведниками, а грешникам не оставляют никаких шансов.
Грехи влияют на нас по-разному, да и, кроме того, одни обычно влекут за собой другие. Например, грех пьянства нередко влечёт за собой пренебрежение людьми, агрессию, блуд и многое другое. Человек может думать, что позволяет себе нечто совершенно безобидное, но в итоге, теряя меру, он впадает во множество грехов. Фарисеи в подавляющем большинстве были очень порядочными людьми, много молились, постились, подавали милостыню. Но вот они позволили себе гордость и превозношение, хвалили себя за соблюдение заповедей, и этот грех привёл их к осуждению и полному пренебрежению не только язычниками, но их ближними, братьями и сёстрами. И всё, любви в сердце не осталось. Дружба с такими же, как они, — была, родственная любовь — была, а настоящей жертвенной любви к ближнему не было. При этом опыт правильного отношения к грешнику есть практически у каждого.
Например, когда мать просит ребёнка не убегать от неё далеко, а он убегает и теряется. Что она при этом чувствует? Злость? Отторжение? Нет, она очень переживает и ищет его. Конечно, иногда случается, что мы сердимся на тех, кто попал в беду, но всё же в большей степени переживаем и желаем спасти. Христос приводит фарисеям в пример человека, который потерял овцу и переживает за неё больше, чем за тех, с которыми всё в порядке. Чувства вполне понятные, но можно себе представить, как им было трудно перенести эти чувства на грешников. Ребёнок обычно ещё не понимает опасности, а овца вообще животное неразумное, в то время как грешник сознательно выбирает противостояние с Богом. Но в том то и дело, что Бог не машина, Он не слепая Фемида и любит нас даже тогда, когда мы действительно неправы. Правда, эта любовь не спасает нас механически, но само знание того, что ты Богу дорог, что Он тебя любит и никогда тебя не отринет, — даёт надежду и силы. Люди бывают горды и злопамятны, часто они не готовы идти навстречу и прощать... Бог же, напротив, всегда готов принять приходящего с покаянием.