Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 9-16
Если мы сейчас услышали эти евангельские слова, пусть и фоном, пусть и невнимательно, пусть и не вполне поняв их, значит, мы имеем в себе жизнь. Мы живы. Но, помимо жизни, которая имеет чёткое определение и всем известные признаки, Господь Иисус Христос сказал и о чём-то большем — о жизни «с избытком», ради дарования которой Он пришёл. У греческого прилагательного, которое в русском переводе звучит как дополнение «с избытком», довольно много смыслов, и все они имеют превосходное значение, к примеру: «чрезвычайный», «небывалый», «замечательный», «необыкновенный», «превосходящий», «высший» и так далее. Поэтому с полным основанием мы можем перевести Христову фразу «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» несколько иначе, скажем, так, как это сделано в одном из английских переводов: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели её обильно».
Христос пришёл для того, чтобы наша жизнь не только была собственно жизнью, а не существованием, но и чтобы жизнь наша имела превосходнейшие характеристики, чтобы она, как сказал один из современных проповедников, «била через край». Впрочем, понимать эти Христовы слова можно несколькими способами, которые имеют общую суть, но отличающиеся выражения. Так, блаженный Августин предлагал под словом «жизнь» понимать «веру, которая действует через любовь»: «Через каковую веру они входят в овчарню, чтобы жить, ибо праведник живёт верой; и чтобы имели жизнь с избытком те, кто, упорствуя до конца, входит через эту дверь, то есть через веру Христову, так как истинно верующие умирают; и у них будет жизнь с избытком, ибо они идут под предводительством пастыря туда, где никогда не умрут». Иными словами, под изобилием жизни святой Августин предлагал понимать вечную блаженную жизнь со Христом в Его Царстве. Подобным образом понимал этот евангельский отрывок и византийский богослов Евфимий Зигабен, но он несколько продлевал мысль блаженного Августина и под жизнью с избытком подразумевал не только Христово Царство, но и совершенное познание Святой Троицы. А некоторые другие толкователи писали о «преизобильном удовлетворении в Царстве Христовом всех истинных потребностей духа человеческого», а также о «богатейшем наслаждении Божественною славою». Так или иначе, но «жизнь с избытком» — это то ещё не познанное нами состояние, которое ожидает искренних и верных Христовых последователей за границей жизни временной и тленной.
Можно, конечно, сомневаться в существовании такой жизни. Но тем, кто сомневается, стоит помнить и о других Христовых словах прозвучавшего сегодня евангельского отрывка: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:30). Спаситель сделал так, как сказал: Он умер за нас, и это не фантазия, это объективный факт, истинность Его слов засвидетельствована этим фактом, а также множеством знамений, который Он совершил и продолжает совершать. А потому мы имеем все основания доверять Его словам больше, чем чему бы то ни было, и, доверяя, исполнять Его Евангелие, чтобы «жизнь с избытком» в конечном итоге стала нашим неотъемлемым достоянием.