
Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол пишет колОcсянам о молитве. Он призывает их быть постоянными, употребляя слово, которое может означать так же преданное посвящение себя чему-то. В применении к молитве — это может означать, что она должна стать нашим постоянным спутником по жизни, мы должны привыкнуть к ней, ощущать ее для себя как необходимую и естественную. При этом важно учесть, что Павел вряд ли имеет ввиду какой-то конкретный текст и его повторение. Будь это так, апостол указал бы на него. Но здесь, скорее, речь идет о правильном настрое, который необходим для общения с Богом и бывает не менее значим, чем конкретные произносимые слова.
Из нашего собственного общения с людьми, мы знаем, что человек, обращаясь к другому, может повторять свою просьбу постоянно, делать это довольно долго. Но свидетельствует ли все, что произносится, о любви или хотя бы о почтении к адресату? Отнюдь нет. Так что ни постоянство, ни сами слова, сколько бы правильными они ни были, не могут гарантировать качество молитвы. Это может сделать только сам говорящий, когда честно и искренне обратится к своему сердцу. И если принять как факт, что Бог нас слышит все время, что Он не отвлекается и не теряет с нами связи, постоянство в молитве окажется для нас в первую очередь постоянным предстоянием перед Ним, ощущением Его присутствия и возможности открытого и искреннего общения.
Главным средством, которое обеспечивает постоянство, апостол называет бодрость, которая позволяет нам быть начеку и помогает осознавать качество нашей молитвы. Не превратилась ли она в простое повторение почтительных фраз? Не отвлеклось ли наше сердце? Не перестали ли мы ощущать Бога как живого, слышащего и воспринимающего нас? Причем, что самое интересное, эта бодрость оказывается чувством особенного рода, так как апостол связывает ее с благодарностью. Поначалу они могут показаться чувствами не связанными, все дело оказывается в специфике нашего мировосприятия. После грехопадения человек оказался так устроен, что он все начинает использовать для себя. Вольно или невольно, осознанно или даже неосознанно, он ставит себя в центр и рассматривает мир через призму своих взглядов, своих ощущений и предпочтений... Все оценивает так, как ему заблагорассудится, осуждает или оправдывает, хвалит или обвиняет. И, естественно, все, что происходит в его жизни, он воспринимает по-своему, вместо того чтобы научиться воспринимать по-Божьему, увидеть происходящее с Божией точки зрения. Так вот, просьба апостола «бодрствовать с благодарением» предполагает, что мы в нашем предстоянии Богу, в нашем постоянном внутреннем диалоге с Ним начинаем Ему доверять и учимся благодарить за все.
И надо сказать, что сам апостол являет нам прекрасный пример именно такого отношения. Естественно, мы понимаем, что, ожидая от учеников постоянства в молитве, он видит в этом норму собственной личной духовной жизни. Он говорит: помолитесь Богу, чтобы Он открыл через меня тайну Христову как должно мне ее возвещать. Он прекрасный оратор и проповедник, человек очень образованный и знающий ответы на многие вопросы. Но что он делает? Он молится о том, чтобы Бог помог ему проповедовать как должно, чтобы дал ему сил и направил. Он действует не самоуверенно, но готов с благодарностью принимать тот дар, который Господь ему подает.
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почившей батюшка Илий более десятка лет подвязался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Эремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот это тягостная ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема