Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол пишет колОcсянам о молитве. Он призывает их быть постоянными, употребляя слово, которое может означать так же преданное посвящение себя чему-то. В применении к молитве — это может означать, что она должна стать нашим постоянным спутником по жизни, мы должны привыкнуть к ней, ощущать ее для себя как необходимую и естественную. При этом важно учесть, что Павел вряд ли имеет ввиду какой-то конкретный текст и его повторение. Будь это так, апостол указал бы на него. Но здесь, скорее, речь идет о правильном настрое, который необходим для общения с Богом и бывает не менее значим, чем конкретные произносимые слова.
Из нашего собственного общения с людьми, мы знаем, что человек, обращаясь к другому, может повторять свою просьбу постоянно, делать это довольно долго. Но свидетельствует ли все, что произносится, о любви или хотя бы о почтении к адресату? Отнюдь нет. Так что ни постоянство, ни сами слова, сколько бы правильными они ни были, не могут гарантировать качество молитвы. Это может сделать только сам говорящий, когда честно и искренне обратится к своему сердцу. И если принять как факт, что Бог нас слышит все время, что Он не отвлекается и не теряет с нами связи, постоянство в молитве окажется для нас в первую очередь постоянным предстоянием перед Ним, ощущением Его присутствия и возможности открытого и искреннего общения.
Главным средством, которое обеспечивает постоянство, апостол называет бодрость, которая позволяет нам быть начеку и помогает осознавать качество нашей молитвы. Не превратилась ли она в простое повторение почтительных фраз? Не отвлеклось ли наше сердце? Не перестали ли мы ощущать Бога как живого, слышащего и воспринимающего нас? Причем, что самое интересное, эта бодрость оказывается чувством особенного рода, так как апостол связывает ее с благодарностью. Поначалу они могут показаться чувствами не связанными, все дело оказывается в специфике нашего мировосприятия. После грехопадения человек оказался так устроен, что он все начинает использовать для себя. Вольно или невольно, осознанно или даже неосознанно, он ставит себя в центр и рассматривает мир через призму своих взглядов, своих ощущений и предпочтений... Все оценивает так, как ему заблагорассудится, осуждает или оправдывает, хвалит или обвиняет. И, естественно, все, что происходит в его жизни, он воспринимает по-своему, вместо того чтобы научиться воспринимать по-Божьему, увидеть происходящее с Божией точки зрения. Так вот, просьба апостола «бодрствовать с благодарением» предполагает, что мы в нашем предстоянии Богу, в нашем постоянном внутреннем диалоге с Ним начинаем Ему доверять и учимся благодарить за все.
И надо сказать, что сам апостол являет нам прекрасный пример именно такого отношения. Естественно, мы понимаем, что, ожидая от учеников постоянства в молитве, он видит в этом норму собственной личной духовной жизни. Он говорит: помолитесь Богу, чтобы Он открыл через меня тайну Христову как должно мне ее возвещать. Он прекрасный оратор и проповедник, человек очень образованный и знающий ответы на многие вопросы. Но что он делает? Он молится о том, чтобы Бог помог ему проповедовать как должно, чтобы дал ему сил и направил. Он действует не самоуверенно, но готов с благодарностью принимать тот дар, который Господь ему подает.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.