
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Кол., 259 зач., III, 17 — IV, 1.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с замечательного призыва, который собирает вокруг себя все остальные апостольские поручения и оказывается их глубинной основой. Апостол просит колоссян делать все, что они делают, во имя Господа Иисуса Христа. Более того, он говорит, что, поступая так, они во Христе и через Него будут благодарить Отца Небесного.
Все эти слова кажутся очень знакомыми, и мы проходим мимо них, воспринимая как само собой разумеющееся. Однако на самом деле говоря «во имя» мы обычно не вполне понимаем, что имеем ввиду. Помочь здесь могут похожие обороты речи, например: «во имя правды». Что это означает? Это означает, «чтобы правда восторжествовала», «чтобы ее существование не было напрасным, но было действенным». Что же значит «действовать во имя Христа»? Это значит действовать так, чтобы дело Христово восторжествовало в мире, чтобы цель боговоплощения была достигнута. Это может показаться чем-то очень дерзновенным, ведь если это цель самого Бога, разве может что-то пойти не так? Разве Всесильный может не достичь цели того, что делает? Но в том то и дело, что Спаситель оставил нас в мире как его соработников. Он действует в мире через верующих людей: проповедует через миссионеров, кормит и поит руками щедрых, научает устами образованных.
Эта деятельность важна не сама по себе. Более того, важно совершать ее не ради себя. Через нее по слову апостола мы можем вознести благодарность Богу. И снова возникает вопрос. Кто мы такие? Какое благо мы можем даровать Ему, чтобы благодарность не была пустым звуком. Ответ довольно прост. Бог действительно не нуждается в творении наших рук, ведь Он совершенно самодостаточен. И единственное благо, которое мы можем сделать по отношению к нему, это исполнение Его воли. Когда-то Он сотворил мир благим. И когда мы с этим соглашаемся и говорим: «Да, Господи, Твоя воля — благая», мы тем самым дарим Богу благое расположение своих сердец, соединяем свою волю с волей Его.
Призвав учеников к тому, чтобы все делать во имя Господа Иисуса, апостол обращается к конкретным поступкам. Причем, в первую очередь, говорит о наиболее общих поступках, касающихся практически каждого члена современного ему общества. К примеру, жены должны покоряться мужьям, в следствие божественного повеления, данного еще Еве после грехопадения. Впрочем, мужу не сказано господствовать над женой, но напротив любить и не быть суровым. Особенно же примечательны наставление отцам не раздражать детей, чтобы они не унывали. Современные люди стремятся к равноправию в общении, к добрым и любящим супружеским отношениям, и таким же отношениям родителей и детей... Подобные инструкции могут вызвать улыбку, а в ряде случаев, наверное, даже и возмущение. Однако, слушая апостола, важно помнить, что он обращался к жителям римской империи, для которых было нормальным воспринимать мужчину не просто как главу семьи, но как ее как полноправного хозяина, способного распоряжаться своими домочадцами чуть ли ни как рабами. И если сегодня необходимость почтения, взаимного уважения и любви воспринимаются нами как очевидность — это значит лишь одно — цель апостольского увещевания, по крайней мере, на уровне смыслов достигнута. Осталось самое главное: сделать Его слова частью своей жизни. Понимая, что в каждом правильно сделанном деле, мы служим Христу.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер