Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13
Основная мысль этого евангельского отрывка предельно проста: в молитве необходима настойчивость и постоянство. Церковь в своей аскетической молитвенной практике в полной мере усвоила слова Христа Спасителя, а потому основная монашеская молитва очень краткая, но повторяется она в течение суток бесчисленное количество раз, каждый монах в буквальном смысле дышит этой молитвой, которую мы называем молитвой Иисусовой. Знакома она, конечно, не только монахам, и звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божией, помилуй мя, грешного». В этой молитве нет ничего, кроме исповедания Иисуса из Назарета Богом и второй ипостасью Святой Троицы, а также просьбы о помиловании. Есть в ней также определение самого себя как грешника, но это определение, как и упоминание того, что Господь Иисус Христос — Сын Божий, содержится лишь в славянском варианте молитвы Иисусовой, тогда как в греческом ее оригинале нет ни первого, ни второго, греческий вариант звучит значительно лаконичнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Церковь не возбраняет использовать любой из этих вариантов молитвы, впрочем, возможно и множество иных форм, к примеру, при желании или же необходимости можно добавлять имя Пресвятой Богородицы, а также святых, в этом случае молитва изменится следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя, грешного». А если мы имеем сердечное стремление призвать одного или нескольких святых, то можно это сделать так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Сергия, помилуй мя». Некоторые прославленные Церковью подвижники рекомендовали разнообразить текст молитвы Иисусовой с тем, чтобы не было привыкания, и чтобы ум молящегося был сосредоточен на словах молитвы, а сосредоточению как нельзя лучше способствует добавление к молитве упоминания Божией Матери или же святых.
В молитве Иисусовой, как и в иных христианских молитвах, важна неотступность, и это не какая-то позднейшая блажь, это прямое и непосредственное исполнение данной Самим Спасителем заповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9). Да, здесь Он как будто бы ни слова не говорит о молитве, но то, что речь здесь идёт именно об обращении к Богу, очевидно из контекста слов Христа, ведь далее Он сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Впрочем, после этих слов Спасителя может возникнуть вопрос относительно того, почему в центральной монашеской молитве нет слов о Духе Святом, тогда как Он, если буквально понимать слова Христа, должен быть предметом наших молитвенных прошений. Ответ прост: мы просим о помиловании, а помилование — очень многогранное понятие, оно включает в себе не только прощение грехов, и не только милость Бога с сопутствующими ей благодеяниями, оно включает и дарование благодати Пресвятого Духа, как высшей формы проявление милосердия Божия к человеку.
Молитва Иисусова с ее неотступностью и постоянством, это, конечно, не специфически монашеское делание, к ней, как и вообще к молитве, призваны все христиане, точно также, как не только монахи призваны к целомудрию, к посту и к послушанию. Все перечисленное должно быть в жизни любого христианина, вне зависимости от его социального и церковного статуса, потому как Евангелие адресовано в равной степени каждому человеку, ну а монахи — это частный случай, это люди, которые приняли решение не отвлекаться ни на что другое и всю свою жизнь посвятить исполнению Христовых слов, их опыт, в том числе и молитвенный, стоит того, чтобы его использовать в обычной, а не только монашеской, христианской жизни.