Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16
Христианская письменность и христианское искусство имеют свои каноны. С течением времени формы канонов могут меняться, но по своему существу они остаются неизменными. К примеру, жития недавно прославленных Церковью святых пишутся в соответствии с привычными нам формами древних житий, которые не подразумевают описания очень многих подробностей жизни святых, они сосредоточены на передаче сути их духовного подвига. Нечто подобное можно сказать и об иконописном каноне, в своём классическом варианте он существенно отличается от художественной живописи, так как его основная цель состоит в передаче живописными средствами не земных, а небесных реалий. Сам текст Священного Писания, в том числе и Евангелия, тоже создан по определённому канону, который не совпадает с методами создания исторических хроник или же произведений художественной литературы. По этой причине мы не найдём в Евангелии той информации, которая характерна для исторических хроник, ведь Евангелия преследуют ту же самую цель, что и иконописные изображения: Евангелие в первую очередь стремится донести до своих читателей реалии Царства Божия.
Евангельская история воскрешения сына наинской вдовы — тоже отнюдь не историческая хроника, этот евангельский сюжет создан по сложившемуся канону, а потому он в основных своих чертах напоминает, как воскрешение дочери начальника синагоги, которая тоже была воскрешена прикосновением Господа Иисуса Христа и повелением встать (см. Мф. 9:24), так и случаи воскрешения, зафиксированные в Ветхом Завете, а именно, воскрешения, совершённые пророками Илиёй и Елисеем. Во всех перечисленных историях воскрешения есть много общего: всегда в роли воскрешаемых выступали дети, и всегда воскрешения вели к осознанию народом особого Божиего присутствия среди них. Собственно, в этом результате и заключён основной и высший смысл совершённых чудес.
Замечательно в этих рассказах и то, что ни у кого из присутствующих не возникает сомнений в истинности чудес, свидетелями которых они стали. Сам этот факт говорит о том, что люди были готовы к встрече с Богом лицом к лицу либо через Его пророков. Из этого можно сделать ещё один вывод: Бог молчит и никак не проявляет Себя в том случае, если люди не готовы к встрече с Ним, если они по каким-либо причинам не способны принять чудо и провести логическую связь между чудом и божественным присутствием. Кажется вполне очевидным, что в подавляющем большинстве случаев невозможно уверовать лишь на основании каких бы то ни было чудесный знамений, об этом говорил и Сам Христос в притче о богаче и Лазаре, вложив Свои слова в уста Авраама: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Обрести Бога и ощутить Его присутствие могут только те, кто к этому готов, ну а о должной подготовке нам также известно из евангельских слов Господа Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Иными словами, Бог открывает Себя тем, кто очистил своё сердце от зависти и злобы, от похоти и гнева, от жестокости и гордыни. Конечно, в полной мере сделать это невозможно, но невозможность вовсе не означает, что этим не стоит заниматься со всем доступным нам усердием.