
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 164 зач., XV, 58 — XVI, 3.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок — заключительный фрагмент Первого послания апостола Павла к христианам города Коринф. Здесь содержатся самые что ни на есть практичные советы по самым будничным темам, связанным с повседневной жизнью общины.
В частности, апостол даёт конкретные инструкции по сбору средств для бедных в Иерусалиме. Подобная практика благотворительности существовала не только среди христиан. Она была распространена как среди язычников, так и среди иудеев. Как в греко-римском мире, так и в еврейском люди заботились о своих единоплеменниках, которые оказались в затруднительном материальном положении. А потому возникали общества, члены которого собирали деньги для того, чтобы передать их нуждающимся. Апостол Павел хотел, чтобы и христианская церковь проявляла подобную щедрость и поддерживала своих собратьев по всему миру. Такие действия демонстрировали на практике единство Церкви, участники который были в ответе друг за друга вне зависимости к какому приходу они относились, а также это способствовало распространению христианского учения. Являлось наглядным примером исполнения заповеди Христа о силе жертвенной любви.
Примечательно то, что этот отрывок с инструкциями чисто практического характера следует сразу же за эпизодом, в котором Павел рассуждает об очень высоких богословских материях. Только что он говорил о жизни будущего века и вдруг, внезапно переходит к проблемам управления Церковью, причём уделяет внимание самым мелким техническим подробностям. Это яркое свидетельство того, что ему был чужд дух мечтательности. Он был не только мыслителем, который чувствует себя комфортно в мире идей, но и практиком, который твёрдо стоял на земле.
Замечательное качество, на которое мы должны обратить внимание. Христианство предлагает нам не только верный образ мысли о Боге, мире и человеке. Это не просто свод вероучительных истин. Это ещё и набор конкретных действий, касающихся взаимоотношений с людьми в нашей повседневной жизни, и принципов, направленных на организацию нашего быта. И чем тщательней мы стремимся эти действия исполнять, чем последовательней следуем этим принципам, тем глубже нам открываются истины веры, которые, несмотря на то что порой выражены непростым богословским языком, перестают быть отвлечёнными абстракциями. Они оживают в нашем сердце и начинают указывать, как ещё более эффективно в духе братской любви мы можем на ежедневной основе строить свои отношения с Богом и людьми.
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











