
Апостол Павел
1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вся 15-я глава Первого послания апостола Павла к Коринфянам посвящена тому, как происходит спасение человека, разговор на эту тему немыслим без разговора относительно всеобщего воскресения, именно на воскресении апостол останавливается подробнее, тем более что для этого у него были весомые основания: христиане Коринфа, как и многие современные христиане, понимали всеобщее воскресение неправильно, они полагали, что воскресение — это лишь оживление умерших, или, если сказать прямо и грубо, оживление трупов, тогда как воскресение — это нечто совершенно иное, о чём апостол Павел и пишет в этой главе Послания в Коринф.
Разницу между оживлением и воскресением лучше всего иллюстрирует Евангелие. Традиционно мы говорим о том, что Христос Спаситель воскресил Своего умершего друга Лазаря, но если использовать корректные термины, то случившееся с Лазарем не было воскресением в истинном смысле, это было именно оживление, ведь Лазарь вернулся к той же самой жизни, из которой ушёл, и вернулся не на всегда, а лишь на время, в конечном же итоге он снова и уже окончательно умер. Иначе обстоит дело с Христовым Воскресением, сама Плоть Спасителя изменила свои свойства, для Воскресшего Христа пространство и время перестали иметь значение, Он больше не нуждался в пище, не нуждался в отдыхе, мог оказываться в закрытых изнутри помещениях тогда, когда считал это необходимым, сам Его облик не имел строгого соответствия с тем, который был до Воскресения, а вторая смерть для Него стала попросту невозможной.
Неудивительно, что в своих размышлениях относительно всеобщего воскресения апостол Павел взял за основу Воскресение Христово, мысль апостола проста и убедительна: «Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13–14). Действительно, без Христова Воскресения христианство теряет всякий смысл, оно превращается в одну из бесчисленного множества этических систем, не более того.
Вполне естественно, что вслед за разговором о воскресении как таковом апостол вынужден был перейти к размышлениям относительно тела воскресения, ведь именно этот вопрос возникает всякий раз, когда речь идёт о всеобщем воскресении. Какими будут тела воскресших? Свой ответ апостол Павел начал с указания на то, что между зерном, которое сеятель кидает в землю, и всходами нет прямого соответствия: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело» (1 Кор. 15:37–38).
Взяв в качестве ближайшей аналогии семена растений, апостол Павел перешёл к вопросу о телах животных и людей, и написал те слова, которые мы сегодня услышали: «Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1 Кор. 15:42–44).
Конечно, слова апостола не дают нам математически точного описания тел воскресения, сделать такое описание не представляется возможным, впрочем, и те тела, которые у каждого из нас сейчас есть в наличии, тоже до конца не поддаются описанию, иначе бы мы не проводили столько времени в поликлиниках и больницах, пытаясь поставить точные диагнозы и подобрать лечение, но мы верим, что это возможно, верим, что диагнозы будут поставлены, а лечение найдено. Так и апостол Павел верил, что нетленное тело воскресения — это не какой-то миф и не фантазия, это реальность, которая убедительно проявила себя в Христовом Воскресении. Вместе с апостолом Павлом безоговорочно верует в это и Христова Церковь.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







