Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 12-19
Бытует мнение, что православному христианину Ветхий Завет читать не нужно и даже вредно. Дескать — время актуальности данной части Библии безвозвратно ушло, а описание жестокости и невоздержанности людей той эпохи не могут принести ничего кроме смущения. Безусловно, в подобной логике есть определённый смысл. Книги Ветхого Завета действительно содержат в себе довольно много смущающих неподготовленного читателя деталей. Но без этих библейских произведений совершенно невозможно понять всю глубину слов и поступков Иисуса Христа.
Господь Иисус постоянно цитирует авторов древнего Израиля, вкладывая при этом в их слова новое содержание, ссылается на ветхозаветные пророчества о Себе, а ещё символически повторяет главные события из истории Своего народа. Взять хотя бы сегодняшнее евангельское чтение, где говорится об избрании двенадцати апостолов.
Господь Иисус принимает решение о назначении учеников, помолившись на вершине горы. Тем самым, Он повторяет действия пророка Моисея, давшего евреям закон после общения с Богом на вершине Синая. Двенадцать избранных учеников становятся при этом символическим напоминанием ещё об одном эпизоде из древности. Когда Бог вывел евреев из Египетского плена, Он разделил Палестину — Землю обетованную — между двенадцатью коленами (родами) Израиля. Каждое из колен-родов восходило либо к сыну, либо к внуку патриарха Иакова.
В течение истории в результате отхода от истинной веры прекратили существование сначала десять колен. Ко времени Рождества Христова практически утратили свою самоидентичность потомки оставшихся двух родов — Вениамина и Иуды. Господь Иисус, призывая к служению двенадцать апостолов, тем самым символическим образом восстанавливает утраченную полноту цивилизации Израиля. Вместо исчезнувших двенадцати родов носителей истинной веры миру даются двенадцать проповедников Евангелия.
Но и это ещё не всё. Греческое слово «апостол» в переводе на русский означает «посланник, вестник». Кроме того, оно является эквивалентом еврейского понятия «шалиах». «Шалиахом» называли во времена Христа полномочного представителя какого-то влиятельного лица, имеющего всю полноту полномочий своего хозяина — вплоть до права подписи. Апостолы постепенно становятся носителями благодатной власти Христа. Вскоре им будет дана возможность освобождать людей от их грехов. Через апостолов этими полномочиями Господь наделит Свою Церковь.
Евангелист перечисляет имена учеников Спасителя попарно. Это тоже не случайно. В Ветхом Завете сказано, что истинным какое-то утверждение или показание является только тогда, когда у него есть два свидетеля. Избрав двенадцать апостолов, Господь начинает говорить у подножия горы, на вершине которой до того молился. Он тем самым вновь обращается к личности пророка Моисея, принёсшего людям закон Божий с вершины Синая.
Символическим является также описание того, как располагаются слушатели вокруг Христа. Сначала узкий круг образуют апостолы, за ними стоят иные ученики. Следующий круг образуют жители Иерусалима и Иудеи — правоверные иудеи. За их спинами оказываются пришедшие из полуязыческой Галилеи, а также совсем языческих приморских регионов Тира и Сидона. Что пытается сказать нам евангелист? То, что учение Христа было даровано всему человечеству через апостолов и иных учеников, но возникло Евангелие не спонтанно. В плане истории оно опирается на ветхозаветную традицию. Ценную не саму по себе, а потому что книги Ветхого Завета свидетельствуют о Сыне Божием — Иисусе Христе — ставшем частью истории созданного Им человечества.