Андрей Борисович с другом Виктором Сергеевичем в Калужском музее изобразительных искусств.
— Виктор, мы с тобой уже не первый раз в Калужском художественном музее. Но эту картину ещё хорошенько не рассматривали. А ведь она такая яркая, и величественный храм тоже сразу привлекает внимание. Кстати, по манере письма очень похоже на работу художника Константина Юона. Давай скорее посмотрим, так ли это.
— Андрей, снимаю перед тобой шляпу! Вот, что значит, разбираться в живописи. Это действительно Юон! Полотно называется «У Псковского собора».
— Псковский собор! Ну конечно! А я-то думаю, почему храм на картине кажется мне таким знакомым. Я ведь недавно ездил в Псков и побывал в одной из главных его святынь — Свято-Троицком соборе. На полотне изображён именно он!
— Теперь и я узнаю! Троицкий собор стоит на территории крепости, на крутом берегу реки Пскова. Это — самый древний храм города.
— Да, он был возведён в десятом веке по личному распоряжению самой княгини Ольги!
— А когда его запечатлел на своей картине Константин Фёдорович Юон?
— Представь себе, в 1917-м году!
— Непростой был год. Революция, большевики, антирелигиозная пропаганда...
— Константин Фёдорович даже в советское время не боялся воспевать в живописи красоту и дух православных святынь. Например, в 20-х годах ХХ века он создал целый цикл работ, посвящённых Сергиеву Посаду и Троице-Сергиевой лавре.
— Однажды мне в руки попали мемуары Юона. С большим интересом их прочитал. Так вот, художник неоднократно говорил о том, что его вдохновляла русская провинция, её древняя архитектура и, конечно же, храмы.
— Юон не раз бывал в Европе, но в его творчестве эти путешествия отклика практически не нашли. А вот русской глубинке он посвятил не одно своё полотно.
— В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «У Псковского собора». Безусловно, храм — главный герой картины. Но на ней запечатлён не только он. Внизу, на пристани, у самой реки, художник изобразил людей, разноцветные крыши торговых рядов, прилавки, лодки, с которых идёт торг. Что это, ярмарка?
— Я думаю, что Юон запечатлел базарный день. Они обычно бывали по воскресеньям. Утром люди шли на Литургию в храм. А после праздничной воскресной службы открывался на рынок.
— Да, очень похоже. Знаешь, мне сейчас пришла в голову одна мысль. Кажется, своей картиной «У Псковского Собора» художник хотел показать, как тесно в нашей жизни подчас переплетены духовное и житейское.
— И что за делами насущными нельзя забывать о Боге. Эту мысль подчёркивает величественный белокаменный пятиглавый храм. Он возвышается над базаром, лодками, людьми.
— Как будто говорит: что бы мы ни делали, всегда над нами — Господь. Вспомнились слова из книги пророка Исайи. Их поют в храмах во время Великого поста: «С нами Бог!» От этих слов сразу светлеет на душе.
— И картина, кстати, тоже очень светлая! Обрати внимание, сколько в ней воздуха, пространства.
— Я только что заметил, что Константин Юон изобразил здесь раннюю весну. Посмотри — на пригорке возле собора кое-где лежит нерастаявший снег. Но и трава уже вовсю зеленеет. А небо над куполами — розовое. Какие потрясающие краски!
— Константин Фёдорович Юон однажды сказал, что постоянно ощущает стоящую над жизнью Божественную непреходящую красоту, её волшебный свет. Мне кажется, в этих словах он выразил всю суть своего творчества.
— И эти краски так ярко отразились в его картине «У Псковского Собора»!
Картину Константина Юона «У Псковского собора» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта „Культура“»
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











