Андрей Борисович с другом Виктором Сергеевичем в Калужском музее изобразительных искусств.
— Виктор, мы с тобой уже не первый раз в Калужском художественном музее. Но эту картину ещё хорошенько не рассматривали. А ведь она такая яркая, и величественный храм тоже сразу привлекает внимание. Кстати, по манере письма очень похоже на работу художника Константина Юона. Давай скорее посмотрим, так ли это.
— Андрей, снимаю перед тобой шляпу! Вот, что значит, разбираться в живописи. Это действительно Юон! Полотно называется «У Псковского собора».
— Псковский собор! Ну конечно! А я-то думаю, почему храм на картине кажется мне таким знакомым. Я ведь недавно ездил в Псков и побывал в одной из главных его святынь — Свято-Троицком соборе. На полотне изображён именно он!
— Теперь и я узнаю! Троицкий собор стоит на территории крепости, на крутом берегу реки Пскова. Это — самый древний храм города.
— Да, он был возведён в десятом веке по личному распоряжению самой княгини Ольги!
— А когда его запечатлел на своей картине Константин Фёдорович Юон?
— Представь себе, в 1917-м году!
— Непростой был год. Революция, большевики, антирелигиозная пропаганда...
— Константин Фёдорович даже в советское время не боялся воспевать в живописи красоту и дух православных святынь. Например, в 20-х годах ХХ века он создал целый цикл работ, посвящённых Сергиеву Посаду и Троице-Сергиевой лавре.
— Однажды мне в руки попали мемуары Юона. С большим интересом их прочитал. Так вот, художник неоднократно говорил о том, что его вдохновляла русская провинция, её древняя архитектура и, конечно же, храмы.
— Юон не раз бывал в Европе, но в его творчестве эти путешествия отклика практически не нашли. А вот русской глубинке он посвятил не одно своё полотно.
— В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «У Псковского собора». Безусловно, храм — главный герой картины. Но на ней запечатлён не только он. Внизу, на пристани, у самой реки, художник изобразил людей, разноцветные крыши торговых рядов, прилавки, лодки, с которых идёт торг. Что это, ярмарка?
— Я думаю, что Юон запечатлел базарный день. Они обычно бывали по воскресеньям. Утром люди шли на Литургию в храм. А после праздничной воскресной службы открывался на рынок.
— Да, очень похоже. Знаешь, мне сейчас пришла в голову одна мысль. Кажется, своей картиной «У Псковского Собора» художник хотел показать, как тесно в нашей жизни подчас переплетены духовное и житейское.
— И что за делами насущными нельзя забывать о Боге. Эту мысль подчёркивает величественный белокаменный пятиглавый храм. Он возвышается над базаром, лодками, людьми.
— Как будто говорит: что бы мы ни делали, всегда над нами — Господь. Вспомнились слова из книги пророка Исайи. Их поют в храмах во время Великого поста: «С нами Бог!» От этих слов сразу светлеет на душе.
— И картина, кстати, тоже очень светлая! Обрати внимание, сколько в ней воздуха, пространства.
— Я только что заметил, что Константин Юон изобразил здесь раннюю весну. Посмотри — на пригорке возле собора кое-где лежит нерастаявший снег. Но и трава уже вовсю зеленеет. А небо над куполами — розовое. Какие потрясающие краски!
— Константин Фёдорович Юон однажды сказал, что постоянно ощущает стоящую над жизнью Божественную непреходящую красоту, её волшебный свет. Мне кажется, в этих словах он выразил всю суть своего творчества.
— И эти краски так ярко отразились в его картине «У Псковского Собора»!
Картину Константина Юона «У Псковского собора» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта „Культура“»
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема