
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 217 зач., I, 7-17.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы сравним начало Послания апостола Павла к Галатам с началом Послания к Ефесянам, то увидим между ними поразительное различие: начало Послания к Галатам краткое и очень сухое, практически мгновенно апостол переходит к критике своих адресатов. Иначе обстоит дело с Посланием к Ефесянам, в нём апостол, во-первых, весьма пространно излагает богословские истины христианства, а во-вторых, он благодарит Бога за своих адресатов, и сообщает, что в своих молитвах просит Бога, чтобы Он дал эфесским христианам «Духа премудрости и откровения к познанию Его». Из столь очевидного отличия начала двух павловых посланий можно сделать и очевидный вывод: Бог всем христианам даёт благодать Святого Духа, «Который есть залог наследия нашего», но распорядится этим даром можно как минимум двумя способами, можно через какое-то время забыть о нём и продолжить жить так, как и прежде, а можно помнить и устроить свою жизнь в соответствии с полученным в крещении даром.
Вообще, в своих посланиях апостол Павел довольно часто пишет о том, что данная нам в крещении благодать Святого Духа — это не что-то довлеющее и потому автоматически преображающее нашу жизнь, нет, это, скорее, некий талант, который можно либо развивать, либо и вовсе о нём не думать, в первом случае талант себя проявит во всей силе, а во втором — человек может никогда и не узнать о собственном таланте. Из опыта мы понимаем, что не так сложно развить собственные таланты, как их в себе найти, понять, какие именно таланты в нас скрыты. Пожалуй, абсолютное большинство людей не успевают это сделать за всю свою жизнь, противоположная ситуация, скорее, исключение, чем правило. Но с благодатью Святого Духа ситуация совершенно иная: этот талант есть у каждого христианина, а потому не нужно сомневаться или ждать какого-то особого случая, нужно его в себе развивать.
Чтобы понять, как именно необходимо это делать, нам стоит снова вернуться к аналогии с обычными человеческими талантами: все они развиваются тогда, когда их обладатель непрестанно практикует то, к чему у него есть особая предрасположенность. К примеру, музыкально одарённый человек должен постоянно заниматься музыкой, если он не станет этого делать, или же сведёт количество отданных музыке часов к минимуму, то и талант его из активного состояния перейдёт к пассивному.
То же самое можно сказать и о даре Духа Святого. Дух Святой подталкивает нас к евангельским мыслям и соответствующим действиям: к молитве, к милосердию, к кротости, к воздержанию, к скромности и незлобию. Но этими внушениями Духа можно пренебречь, можно продолжить жить так, как живёт окружающий нас мир, и тогда, конечно же, дар Духа Святого так и останется нереализованным талантом, за который, тем не менее, придётся в своё время ответить перед Богом. Впрочем, если многие наши естественные таланты для полноты их раскрытия необходимо начинать реализовывать с самого раннего детства, то с даром Духа Святого совсем иначе: нет того возраста, в котором было бы поздно начинать жить по Духу, а не по плоти. И это, конечно, не может не радовать.
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.