
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 217 зач., I, 7-17.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы сравним начало Послания апостола Павла к Галатам с началом Послания к Ефесянам, то увидим между ними поразительное различие: начало Послания к Галатам краткое и очень сухое, практически мгновенно апостол переходит к критике своих адресатов. Иначе обстоит дело с Посланием к Ефесянам, в нём апостол, во-первых, весьма пространно излагает богословские истины христианства, а во-вторых, он благодарит Бога за своих адресатов, и сообщает, что в своих молитвах просит Бога, чтобы Он дал эфесским христианам «Духа премудрости и откровения к познанию Его». Из столь очевидного отличия начала двух павловых посланий можно сделать и очевидный вывод: Бог всем христианам даёт благодать Святого Духа, «Который есть залог наследия нашего», но распорядится этим даром можно как минимум двумя способами, можно через какое-то время забыть о нём и продолжить жить так, как и прежде, а можно помнить и устроить свою жизнь в соответствии с полученным в крещении даром.
Вообще, в своих посланиях апостол Павел довольно часто пишет о том, что данная нам в крещении благодать Святого Духа — это не что-то довлеющее и потому автоматически преображающее нашу жизнь, нет, это, скорее, некий талант, который можно либо развивать, либо и вовсе о нём не думать, в первом случае талант себя проявит во всей силе, а во втором — человек может никогда и не узнать о собственном таланте. Из опыта мы понимаем, что не так сложно развить собственные таланты, как их в себе найти, понять, какие именно таланты в нас скрыты. Пожалуй, абсолютное большинство людей не успевают это сделать за всю свою жизнь, противоположная ситуация, скорее, исключение, чем правило. Но с благодатью Святого Духа ситуация совершенно иная: этот талант есть у каждого христианина, а потому не нужно сомневаться или ждать какого-то особого случая, нужно его в себе развивать.
Чтобы понять, как именно необходимо это делать, нам стоит снова вернуться к аналогии с обычными человеческими талантами: все они развиваются тогда, когда их обладатель непрестанно практикует то, к чему у него есть особая предрасположенность. К примеру, музыкально одарённый человек должен постоянно заниматься музыкой, если он не станет этого делать, или же сведёт количество отданных музыке часов к минимуму, то и талант его из активного состояния перейдёт к пассивному.
То же самое можно сказать и о даре Духа Святого. Дух Святой подталкивает нас к евангельским мыслям и соответствующим действиям: к молитве, к милосердию, к кротости, к воздержанию, к скромности и незлобию. Но этими внушениями Духа можно пренебречь, можно продолжить жить так, как живёт окружающий нас мир, и тогда, конечно же, дар Духа Святого так и останется нереализованным талантом, за который, тем не менее, придётся в своё время ответить перед Богом. Впрочем, если многие наши естественные таланты для полноты их раскрытия необходимо начинать реализовывать с самого раннего детства, то с даром Духа Святого совсем иначе: нет того возраста, в котором было бы поздно начинать жить по Духу, а не по плоти. И это, конечно, не может не радовать.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
- «Духовные аспекты работы СМИ». Роман Торгашин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







