Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 13-17; Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 13-17

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Едва ли кто-то решится оспаривать верность, мудрость и красоту двух самых главных заповедей о любви к Богу и ближнему. Но — это в теории. А на практике чаще всего мы решаем не вопрос, любить или не любить, а то, на кого именно, в какой мере и за чей счёт должна быть направлена наша любовь. И вот здесь нас поджидают неоднозначные вопросы.

Ведь любовь — штука энергозатратная. Во всех смыслах. Любить по ходу, между делом — не получится. Это уже не любовь, а так, отговорки. То есть — нелюбовь. Полноценная любовь требует постоянного касания к объекту любви мыслями и чувствами, памяти о нём, внимания, деятельной заботы — но вот проблема: объём-то у сердца один, и чем больше в нём объектов любви, тем меньше каждому из них достанется! Родители в многодетных семьях прекрасно знают, что такое — ревность старших детей к младшим: почему маленьким всегда достаётся больше родительского тепла и нежности, когда и старшие в этом не менее нуждаются?..

Чтобы подойти к ответу, я предложил бы поразмышлять вот над каким примером. Несмотря на то, что в мире есть очень много людей, которые хотели бы научиться рисовать, профессиональный художник не особо-то торопится посетить кружки рисования, чтобы обучить как можно большее число жаждущих научиться. Он понимает: если каждый день напряжённо работая, снова и снова переделывая, улучшая свои полотна, он сможет раскрыть свой творческий потенциал — и, быть может, напишет всего одну единственную картину — которая будет настоящим произведением искусства — эта картина принесёт куда больше пользы для вдохновения учащихся, чем его мельтешение по разным кружкам. В этой картине он должен суметь отразить художественными средствами что-то такое, что гораздо больше его самого, а если говорить ещё точнее — определённое качество Божественного. И потом на все его другие работы — эскизы, наброски, не очень удачные картины — будут смотреть уже совершенно другими глазами — пытаясь догадаться, как именно художник смог прийти к своему шедевру.

К чему я веду? К тому, что ответ на наш вопрос — как именно любить? — уже дан в самом тексте заповеди: всем сердцем, всей крепостью, всем разумением. Не какой-то частью — а — только целиком. И вот тогда такая любовь становится «центрирующей» силой всего человека: ранее разрозненные, враждебные друг другу силы «прилипают» к этому центру — и включается мощнейший духовный резонанс. Я думаю, каждый из нас имел опыт похожего переживания — когда сильная увлечённость чем-либо словно открывала неведомые ранее источники вдохновения, радости и безграничной энергии.

Одним словом, главное, о чём хорошо бы постоянно заботиться — чтобы в жизни было, кого — или, быть может, что — любить именно всем сердцем, умом и волей. И тогда сама постановка вопроса — как правильно, в равной мере, распределить на всех один и тот же объём любви? — станет смехотворным. Потому что если любовь есть, её, как и Духа Божьего, на всех хватит!..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!