Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла христианской общине города Филиппы. В ней назрели серьёзные проблемы. Между людьми возникали раздоры по причине их тщеславия, гордости, разного рода амбиций, которые вели к тому, что один превозносился над другим. Одним словом, христиане в своём повседневном общении руководствовались зачастую собственным больным эгоизмом.
Поэтому апостол и приводит в пример Спасителя. Христос, по его словам, «не почитал хищением быть равным Богу». То есть, несмотря на то что Господь был равен Своему Небесному Отцу, обладал тем же могуществом, силой и властью, Он при этом, сознательно, ради человека, лишил Себя этой славы. Он родился, как нищий, в хлеву для животных, жил, как странствующий учитель, наставлял, исцелял и прощал, как равный, был распят на кресте, как бродяга и разбойник. В православном богословии это называется божественный кеносис, то есть умаление, истощание. Иными словами, Спаситель добровольно отказался от всех Своих привилегий ради того, чтобы служить людям, в Нём не было и толики больного эгоизма и эгоцентризма. Только желание исполнять волю Небесного Родителя — посвятить всего Себя Ему и окружающим. И далее апостол Павел говорит, что именно за всё это Бог и возвеличил Христа.
Сказанное, как нельзя более актуально и для нас. Все мы приходим в Церковь с больным, раздутым эго, которое отравляло нашу жизнь. Подчас сделало нас страдающими, одинокими, несчастными людьми. Мы приходим сюда, потому что чувствуем: именно христианская традиция предлагает нам инструменты для того, чтобы справиться с этой болезнью. Однако, происходит печальная вещь. Всё, что может дать нам Церковь, своё богослужение, свою мудрость, скрытую в Писании и творениях святых отцов, свой устав, освящённый временем, мы воспринимаем через призму этого больного состояния. То есть веру мы вроде обрели, Христа встретили, но на носу у нас всё ещё болтаются старые очки с мутными стеклами, к которым мы привыкли и с которыми не хотим расставаться. А потому мы не можем адекватно воспринимать то, что происходит вокруг. Мы продолжаем жить, как прежде. Ведь наш эгоизм никуда не делся. И, следовательно, всё, с чем мы сталкиваемся в Церкви, всё, что слышим, видим, читаем, Писание, святые отцы, богослужение, устав благочестия, наш эгоизм перерабатывает, переваривает и конструирует из этого собственную версию христианства. Да, словно доктор Франкенштейн, каждый из нас создаёт собственную религию. И чем больше мой эгоизм, тем уродливей это чудовище. Он создаёт религию, в которой ему удобно и комфортно. В этой религии нам не нужно менять самих себя, ведь для раздутого эго — это весьма болезненный и неприятный процесс. Зато можно менять других: воевать с инакомыслящими, отравлять своим навязчиво-показным благочестием жизнь домашних, манипулировать, контролировать и подавлять людей при помощи высказываний духовных авторитетов, механически, для галочки, исполнять предписания церковного устава, чтобы ещё больше вырасти в своих глазах и убедить себя в том, что отношения с Богом у тебя в полном порядке. И вместо того, чтобы сдуваться, наше прожорливое эго разрастается ещё больше и больше. И беда в том, что именно по этой причине мы оказываемся не способны усвоить ту благодать, которая нам предлагается в виде церковных таинств. Вроде исповедуемся, причащаемся, читаем молитвы, соблюдаем посты, а жизнь не меняется. А внутри нехорошо. Чего-то постоянно не хватает. Отношения с ближними не улучшаются. А всё дело в том, что благодать просто не может найти место в нашем сердце. Ведь мы наполнены самими собой.
Поэтому не только к филиппийцем, но и ко всем нам апостол Павел обращается со словами: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». То есть, так же, как и Он, каждый из нас должен пройти путём кеносиса, самоумаления. Устроить свою жизнь, свои чувства, свои мысли, слова и поступки так, чтобы на первом месте стояло не моё опухшее от самолюбия «Я», а Бог и те, кто меня окружает. То есть моя жизнь должна превратиться в служение. И чем оно интенсивнее, чем больше я практикую его на ежедневной основе, тем сильнее сдувается шарик моего эгоизма. Тем больше меня наполняет та благодать, тот свет и радость, которые живут в Церкви и которыми Господь готов щедро делиться с каждым из нас.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.