
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла христианской общине города Филиппы. В ней назрели серьёзные проблемы. Между людьми возникали раздоры по причине их тщеславия, гордости, разного рода амбиций, которые вели к тому, что один превозносился над другим. Одним словом, христиане в своём повседневном общении руководствовались зачастую собственным больным эгоизмом.
Поэтому апостол и приводит в пример Спасителя. Христос, по его словам, «не почитал хищением быть равным Богу». То есть, несмотря на то что Господь был равен Своему Небесному Отцу, обладал тем же могуществом, силой и властью, Он при этом, сознательно, ради человека, лишил Себя этой славы. Он родился, как нищий, в хлеву для животных, жил, как странствующий учитель, наставлял, исцелял и прощал, как равный, был распят на кресте, как бродяга и разбойник. В православном богословии это называется божественный кеносис, то есть умаление, истощание. Иными словами, Спаситель добровольно отказался от всех Своих привилегий ради того, чтобы служить людям, в Нём не было и толики больного эгоизма и эгоцентризма. Только желание исполнять волю Небесного Родителя — посвятить всего Себя Ему и окружающим. И далее апостол Павел говорит, что именно за всё это Бог и возвеличил Христа.
Сказанное, как нельзя более актуально и для нас. Все мы приходим в Церковь с больным, раздутым эго, которое отравляло нашу жизнь. Подчас сделало нас страдающими, одинокими, несчастными людьми. Мы приходим сюда, потому что чувствуем: именно христианская традиция предлагает нам инструменты для того, чтобы справиться с этой болезнью. Однако, происходит печальная вещь. Всё, что может дать нам Церковь, своё богослужение, свою мудрость, скрытую в Писании и творениях святых отцов, свой устав, освящённый временем, мы воспринимаем через призму этого больного состояния. То есть веру мы вроде обрели, Христа встретили, но на носу у нас всё ещё болтаются старые очки с мутными стеклами, к которым мы привыкли и с которыми не хотим расставаться. А потому мы не можем адекватно воспринимать то, что происходит вокруг. Мы продолжаем жить, как прежде. Ведь наш эгоизм никуда не делся. И, следовательно, всё, с чем мы сталкиваемся в Церкви, всё, что слышим, видим, читаем, Писание, святые отцы, богослужение, устав благочестия, наш эгоизм перерабатывает, переваривает и конструирует из этого собственную версию христианства. Да, словно доктор Франкенштейн, каждый из нас создаёт собственную религию. И чем больше мой эгоизм, тем уродливей это чудовище. Он создаёт религию, в которой ему удобно и комфортно. В этой религии нам не нужно менять самих себя, ведь для раздутого эго — это весьма болезненный и неприятный процесс. Зато можно менять других: воевать с инакомыслящими, отравлять своим навязчиво-показным благочестием жизнь домашних, манипулировать, контролировать и подавлять людей при помощи высказываний духовных авторитетов, механически, для галочки, исполнять предписания церковного устава, чтобы ещё больше вырасти в своих глазах и убедить себя в том, что отношения с Богом у тебя в полном порядке. И вместо того, чтобы сдуваться, наше прожорливое эго разрастается ещё больше и больше. И беда в том, что именно по этой причине мы оказываемся не способны усвоить ту благодать, которая нам предлагается в виде церковных таинств. Вроде исповедуемся, причащаемся, читаем молитвы, соблюдаем посты, а жизнь не меняется. А внутри нехорошо. Чего-то постоянно не хватает. Отношения с ближними не улучшаются. А всё дело в том, что благодать просто не может найти место в нашем сердце. Ведь мы наполнены самими собой.
Поэтому не только к филиппийцем, но и ко всем нам апостол Павел обращается со словами: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». То есть, так же, как и Он, каждый из нас должен пройти путём кеносиса, самоумаления. Устроить свою жизнь, свои чувства, свои мысли, слова и поступки так, чтобы на первом месте стояло не моё опухшее от самолюбия «Я», а Бог и те, кто меня окружает. То есть моя жизнь должна превратиться в служение. И чем оно интенсивнее, чем больше я практикую его на ежедневной основе, тем сильнее сдувается шарик моего эгоизма. Тем больше меня наполняет та благодать, тот свет и радость, которые живут в Церкви и которыми Господь готов щедро делиться с каждым из нас.
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О сохранении дерзновения и надежды на Бога
В 3-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Боге: «Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца».
О сохранении дерзновения и надежды на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О нечаянной радости покаяния
Сегодня 22 декабря. День памяти Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».
О нечаянной радости покаяния — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема











