Жил-был юноша по имени Томаш. Как-то он узнал об одном месте в горах, где встречаются крупные алмазы, и у него появилась мечта — отыскать самый большой алмаз в мире. Днями и ночами Томаш рыл гору, искал заветный камень, но никак не мог найти такой, как ему хотелось.
Родители сосватали Томашу невесту, и он женился. Правда, жену свою из-за занятости почти не видел. Вскоре у него родилась дочь, но Томаш по-прежнему целыми днями пропадал в пещере.
И вот однажды он нашёл огромный алмаз — настолько прозрачный и чистый, что если положить его в стакан с водой, камень можно и не заметить. Томаш хранил драгоценный камень в ларце на бархатной подушке, и каждый день подолгу любовался своим сокровищем.
Однажды, рассматривая свой алмаз, Томаш обнаружил в нём маленькую трещинку и схватился за голову. Ведь он был уже не молод, и на добычу второго такого же камня не осталось сил. Тогда Томаш решил огранить свой алмаз, чтобы скрыть дефект, и у него получился превосходный бриллиант. Томаш вставил его в оправу и повесил на золотой цепочке. Он был готов без конца любоваться, как красиво бриллиант играет на солнце всеми цветами радуги и таинственно мерцает в ночи.
Время шло, и дочь собралась выходить замуж. Жена стала уговаривать, чтобы Томаш позволил дочери надеть на себя в день свадьбы кулон с бриллиантом. После долгих уговоров Томаш согласился. В конце концов, ему самому давно хотелось похвастаться перед друзьями и соседями своей редкой находкой.
Во время свадебного пира все гости при виде невесты в белом платье с бриллиантовым кулоном восхищённо говорили: Ах, какая неземная красота!" Томаш раздувался от гордости, любуясь своим бриллиантом, и, наконец, похвастался соседу:
— Если бы ты только знал, сколько дней и ночей я рыл гору, чтобы найти такой алмаз. Я охотился за ним всю свою жизнь! А потом ещё несколько лет шлифовал, чтобы получить чистой воды бриллиант.
— Что? Не пойму, о чём это ты толкуешь, — удивился сосед.
— Но ты сам только что сказал: «Какая неземная красота!» — напомнил ему Томаш.
— Все вокруг восторгаются неземной красотой твоей дочери, и я не исключение, — сказал сосед. — Она выросла такой красавицей и умницей. Как тебе это удалось? А никакого алмаза я что-то не заметил. Это тот блестящий камешек на шее невесты, что ли?
Понял тогда Томаш, что, гоняясь всю жизнь за красотой, он не видел её в собственном доме и даже не заметил, как росла его дочь. Да что там! Получается, он вообще пропустил в жизни всё самое важное и интересное, и в погоне за сокровищем сам себя обокрал.
(по мотивам чешской народной сказки)
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.