
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Тимофей, один из самых близких и дорогих апостолу Павлу учеников, был поставлен епископом в город Ефес. Нет ничего удивительного, что ему пришлось столкнуться с различными толкованиями христианства, зачастую друг другу противоречащими. Первохристианская община оказывалась раздираемой распрями, формировались группы и партии — каждая из которых считала себя единственно правильной. Пока апостол Павел был с Тимофеем, авторитет учителя позволял сглаживать эти глубинные напряжения — но оставшись один на один со своей паствой, Тимофею приходится несладко.
В своём послании Павел не только поддерживает Тимофея, но и даёт ему конкретный совет, чем прежде всего должна заниматься Церковь. Это — молитва. Не словопрениями, не выяснениями отношений, кто прав, а кто — нет, а именно молитвой призваны христиане создавать единство Церкви и таким образом преодолевать все нестроения.
Ключевое слово в наставлении апостола — то, что следует молиться «за всех». Каким бы ни был неприятным для нас человек, насколько бы далеки от нас ни были его взгляды, даже, возможно, его образ жизни для нас абсолютно неприемлем по причине нечестия и греховности — всё это не может быть основанием для отказа от молитвы. Апостол подчёркивает: именно этого и хочет Сам Бог — чтобы люди поддерживали друг друга молитвой и тем самым помогали Господу выстраивать человеческие судьбы по направлению ко спасению.
Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к пониманию, что есть истина. А для апостола Павла здесь всё предельно просто: истина в том, что есть только Один Бог, и есть только Один Посредник между Богом и людьми — Иисус Христос, Который отдал Свою жизнь для спасения всех людей. Эта, можно так сказать, минимальная исповедальная формула апостола — квинтэссенция всего христианства. Но что это значит в конкретном приложении к проблеме, с которой столкнулся Тимофей?
Единственность Христа как Спасителя — это утверждение всеохватности Его дела. Каким бы чудовищным ни представлялся нам грех, какое бы немыслимое преступление ни было бы совершено — и ради избавления от этого Христос умер на Кресте. Не требуется ничего большего — всё уже сделано Спасителем. Поэтому нам, человекам, предъявлять друг ко другу претензии — смехотворно. Тем более ставить какие-то условия для молитвы. Это у язычников — да, у них предельно ограниченный духовный ресурс, и отсюда — жёсткая сфокусированность на «своих» — но Христом предоставлены неисчерпаемые возможности доступа к всем духовным сокровищам — поэтому и заниматься отбором «достойных» нашей молитвы от «незаслуживших» её — глупо, мелочно и вообще недостойно звания христианина.
Духовное великодушие — вот к чему сегодня нас призывает апостольское чтение: молиться за всех без исключения — и за праведных, и за грешных, за «малых сих» и за великих мужей и жён — потому что только такая молитва будет созвучна Божественной воле, ищущей спасения для каждого!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер