
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Несмотря на то, что апостол Павел был выдающимся проповедником христианства и основателем многих общин, не все верующие относились к нему с уважением. Были те, кто не доверял ему и даже резко его критиковал. Упрёки были совершенно разные. Так, ему напоминали, что некогда он был яростным гонителем Церкви Христовой, укоряли в том, что он привлекал в христианство много язычников и не требовал от них соблюдение иудейского закона, обвиняли в корысти и тщеславии и даже смеялись над его внешностью. Иными словами, стремились всячески дискредитировать авторитет Павла, чтобы пренебречь им как служителем Бога и проповедником Его воли. Те, кто это делал, не были людьми неверующими. Они были достаточно искренни в своей, как им казалось, заботе о судьбе Церкви. Скорее, их терзала ревность и зависть тем успехам, которые сопровождали Павла. И своими обвинениями они пытались заявить о собственной ценности и значимости в деле утверждения христианства.
Поэтому апостол и говорит им: «Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Иными словами: если ты уверен, что ты истинный последователь Спасителя, — это хорошо. Но ты не должен вмешиваться в отношения Бога и ближнего, на которого у Творца могут быть свои планы. Иными словами, в таком важном деле, как проповедь и утверждение Царства Божия, не место амбициозному соперничеству и завистливой конкуренции.
В Евангелии мы находим немало эпизодов, где об этом же говорит Сам Христос. Самый яркий из них — это история о восстановлении в апостольском служении отрёкшегося Петра. Господь троекратно призывает его следовать за Собой и руководить верующими, на что Пётр откликается с горячим энтузиазмом. Однако, завидев, что свидетелем разговора является Иоанн Богослов, он спрашивает Спасителя: «Господи, а он то что?» И получает ответ: «что тебе до него, ты иди за Мной». То есть твоя задача — выполнять Мою волю, а не задумываться о том, какую роль в Моём замысле играет другой человек. Примерно так же Господь отвечает и другим ученикам, когда те с возмущением рассказывают ему, что видели человека, который Его именем изгоняет бесов. Будучи уверены, что лишь они могут использовать имя Учителя в проповеди, они запрещают ему это делать. На это Господь отвечает им: «не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Так в человеке действует гордыня. Под её влиянием он всегда стремится поставить в центр мира себя, отодвинув на периферию всех окружающих. Если речь идёт об отношениях с Богом, именно гордыня побуждает нас думать, что лишь я Его первый и самый любимый ребёнок. Господь только мой и ничей больше. А потому лишь я могу решать, кто Его истинный последователь, а кто нет, кому быть рядом с Ним, а кто этого недостоин. Подобным духовным комплексом страдал старший сын, который начал негодовать, когда отец принял в свои объятия его заблудшего младшего брата в притче о блудном сыне.
Поэтому апостол говорит о своих недругах, что «они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно». То есть, они чрезмерно зациклены на себе и судят окружающих и то, в каких отношениях они находятся с Богом, по себе. Это очень близорукий взгляд и заведомо проигрышный. И здесь же он предлагает иную стратегию поведения: «мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог». Ведь от нас в конечном счёте скрыто, что Господь замыслил о наших ближних, как Он ведёт их по жизненному пути и какую роль они играют в Его Промысле. Если мы хотим быть истинными последователями Творца, то этого следует добиваться не унижением других, не постоянными упрёками в их адрес, а постижением того, какая роль в служении Богу и людям отведена конкретно мне. А потому и заканчивается отрывок призывом: «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема