Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 28-35
В сегодняшнем чтении Иисус Христос говорит о грехе, который не простится человеку вовек. Люди, интересующиеся религией, нередко задают верующим вопросы о подобных вещах, ведь в них есть что-то роковое и захватывающее... Как и всё, к чему можно прибавить слово «самый», грех непростительный, то есть самый страшный, беспокоит и захватывает наше сознание.
Спаситель называет таковым грехом хулу на Духа Святого. При этом, сам по себе, этот грех оказывается одновременно и простым, и загадочным. На первый взгляд, суть его довольно очевидна. Идёт ли речь о христианах, которые понимают под Святым Духом третье лицо Троицы, или о ветхозаветных иудеях, которые, скорее, понимают под Духом дыхание или действие Божие, это не так важно. В любом случае выходит, что тот, кто хулит Духа Святого, хулит Самого Бога. Но вот тут-то и возникает вопрос: кому в то время в Израиле, от самого грешного мытаря до самого благочестивого фарисея, могла прийти в голову идея богохульствовать? Ветхозаветным законом подобные грехи жёстко осуждались. Конечно, их непростительность никак специально не подчёркивалась, но лишь потому, что для сознательных тяжёлых грехов прощения вовсе не предусматривалось.
В наше время в прессе постоянно звучат рассказы про те или иные страшные преступления, которыми общество оказывается возмущено до крайней степени. Сравнивая их с грехом, о котором говорит Спаситель, невольно задаёшься вопросом: почему из всех грехов, Он назвал непростительным именно хулу на Духа?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо увидеть контекст, в котором говорится об этом грехе. С самого начала Своей проповеди Христос совершал чудеса, которые привлекали к Нему огромное количество людей. В то же время среди приходящих были и те, кто не понимал, а иногда и явно возмущался тем, что происходило. С одной стороны, это были родственники, которые хотели вернуть Его к обычной жизни, с другой фарисеи, которые были возмущены тем, что Он, как им казалось, нарушает закон. Отвечая сразу и тем, и другим, Христос говорит, что хула на Сына человеческого простится, потому что многим трудно увидеть в Нём Мессию. Родственникам, так как они знали Его с детства, фарисеям из-за формального нарушения законов... Такое искреннее и совершённое по неведению отвержение Христа, по Его словам, может быть прощено. Но одно дело отвергать внешние формы, а другое дело идти против явных благих дел, которые Он совершал.
Как во времена Христа, так и в наши дни люди могут быть недовольны в христианстве чем-то внешним, а могут быть недовольны его сутью, верой и нравственностью. Исходя из того, что мы услышали от Спасителя сегодня, можно сказать, что искреннее непонимание вещей внешних человеку может быть прощено, и Бог всегда приведёт его к себе, всегда откроет ему истину. Но, если человек сознательно идёт против правды, он противопоставляет себя Духу Святому и сам не ищет никакого прощения, лишь усугубляя свои грехи. Бог оказывается ему не нужен. Сегодняшнее чтение может показаться нам грозным, но на самом деле оно очень обнадёживает и зовёт нас не останавливаться в отношениях с Богом на вещах внешних, но идти вглубь, обретая покой в Духе Святом.