
— Алла, у тебя опять глаза на мокром месте. В любом музее мира найдётся полотно, которое растрогает тебя до слез. И Приморская картинная галерея не стала исключением.
— Андрюша, но как тут не заплакать? Ты только посмотри на картину Карла Лемоха «Выздоравливающая». Крестьянская изба, бедная и неприбранная. Девочка, которая недавно тяжело болела, и всё ещё плохо себя чувствует, лежит прямо на полу на каких-то матрасах. Жалко её!
— Алла, чужую жизнь не измерить своим аршином. И у малышки, которой ты так горячо сочувствуешь, в жизни есть свои радости. Мама заботливо кормит её с ложечки, а старшая сестра и маленький братишка с нежностью смотрят на это. Девочка выздоравливает, скоро дети смогут играть все вместе.
— Да, детей в этой семье мал мала меньше. На коленях у мамы ещё и грудничок. А в доме при этом такой хаос.
— Где ты видишь хаос? Разве что солома на полу. Так это, возможно, постелили для маленького ягнёнка или поросёнка. Новорождённых животных крестьяне держали в избе, пока те не окрепнут.
— Вещи не на своих местах. На полу стоит кувшин, тут же старая корзина и веник.
— Полагаю, мама оставила текущие дела, увидев, что девочка проснулась, и бросилась её кормить. И вообще, сестрёнка, есть такая пословица: «Прежде чем кого-то судить, надень его обувь и пройди его путь». Нам, горожанам двадцать первого века, трудно представить, каково приходилось крестьянам в далёком 1889 году, когда была написана картина «Выздоравливающая».
— Но Карл Лемох так подробно передал обстановку в крестьянской избе, что кажется, я там побывала и всё увидела своими глазами. Интересно, он что, вошёл с мольбертом в дом, где болеет ребенок, и рисовал с натуры? Это похоже на то, как сейчас снимают происшествия на камеру телефона.
— По-моему, подобная аналогия здесь неуместна. Сцену, которую мы видим на картине «Выздоравливающая», Карл Викентьевич наблюдал лично, но писал позже в мастерской. Художник устроил что-то вроде студии в избе, которую купил специально для творчества в подмосковном селе Ховрино. Создавая жанровые картины о сельских буднях, Лемох воспроизводил нужную обстановку в своём доме и приглашал крестьян позировать.
— Карл Лемох платил своим натурщикам?
— И очень щедро! Лемох был состоятельным, поскольку хорошо зарабатывал. Большую часть года он жил в Санкт-Петербурге и давал частные уроки рисования. Среди его учеников были даже дети царя, Александра Третьего. А летом в Ховрине художник активно тратил заработанные средства на благотворительность.
— На благотворительность?
— Да. Он нанял работников, чтобы вырыть в деревне колодец, помогал строить дома погорельцам. И к нуждам тех, кто приходил позировать, относился очень внимательно. Например, у главной героини картины «Выздоравливающая» художник выведал, что она давно не пила молока. И на воскресной ярмарке в соседнем селе купил её родителям корову.
— И всё-таки мне интересно, с какими чувствами Карл Лемох писал правдивые сцены из сельской жизни? Разве в своей картине «Выздоравливающая» он не хотел обличить крестьянку? В неумении организовать быт, создать условия для детей...
— А что тут обличать? Бедность, тяжкий труд? Нет, это исключено. И потом, Карл Лемох имел замечательное свойство характера — он никогда никого не судил. Если в разговоре сквозила хоть тень осуждения, художник мягко, но решительно переменял тему. Все его полотна — это форма сочувствия. Он радуется, что маленькая героиня картины «Выздоравливающая» пошла на поправку, сострадает тяготам женщины-крестьянки, любуется её ребятишками. И сердечно любит их всех.
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема