— Ну что, Андрей, пойдём уже?
— Саша, я бы ещё побродил по залам музея «Художественная культура Русского севера». Экспозиция богата на удивительные экспонаты, а мы не посмотрели и половины. Впрочем, ты, наверное, часто бываешь здесь, живя в Архангельске.
— Представь себе, в первый раз! Я человек военный, моё дело Родину защищать. А к рисованию я не могу серьёзно относиться, оно для меня так, баловство на досуге. Вот эта, картина, например — «Лес зимой» — что в ней ценного?
— Полотно Александра Борисова прекрасно в своей правдивости. Взгляни внимательно — могучие ели стоят стеной, шапки снега на них высокие, тяжёлые. Так только здесь, на севере, бывает!
— Да, художник не солгал, изобразив зимний северный лес. Но всё-таки, на мой взгляд, у мужчины должно быть занятие, наполняющее его жизнь смыслом.
— Живопись даёт человеку возможность реализовать своё призвание, приносить радость. А у Александра Борисова помимо рисования в жизни было не просто занятие — служение! Самоотверженное, бескорыстное.
— И что это за служение?
— Александр Алексеевич был одним из тех, кто осваивал Русский север. В 1894 году он принимал участие в экспедиции царского министра Сергея Витте.
— А что это была за экспедиция?
— Её инициатором выступил Савва Иванович Мамонтов. У промышленника и мецената было несколько целей. Во-первых, он хотел оказать помощь поморам. Жители северных окраин России пострадали в 1894 году от эпидемии холеры и серии жестоких штормов. Во-вторых, Мамонтов рассчитывал протянуть в Арктику железную дорогу, чтобы наладить торговлю между регионами.
— А Александр Борисов в каком качестве участвовал в экспедиции?
— В качестве художника. Он делал зарисовки, на которые в будущем могли ориентироваться инженеры и строители. Экспедиция посетила Соловки, прошла вдоль побережья Белого и Баренцева морей, побывала в Печенге, Териберке, на полуострове Рыбачий и острове Кильдин. И Александр Борисов правдиво и подробно живописал все эти местечки.
— Заслуга немалая! Но всё-таки участие в одной экспедиции нельзя назвать служением.
— За экспедицией Витте последовали другие. Сначала на Новую Землю — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, затем на остров Вайгач. И вновь на Новую Землю, теперь уже на санях. В течение четырнадцати месяцев художник и восемь его спутников исследовали край нетающих льдов, вели метеорологические наблюдения, собирали коллекции минералов. Важным результатом того санного похода стали и сотни этюдов Александра Борисова.
— А этот результат кто-нибудь признал в научном мире?
— Конечно! Сам Фритьоф Нансен, знаменитый норвежский полярный учёный, вручил Борисову орден святого Олафа за исследования Арктики и Заполярья. А на родине труды художника были отмечены орденом святого Владимира.
— А картина «Лес зимой» тоже имеет научную ценность?
— Нет, у этого произведения ценность иная. Оно было создано в 1913 году. В то время пожилой уже художник поселился в поселке Красноборск на левом берегу Северной Двины в пятистах километрах от Архангельска. Живя в уединённой тиши, он давал новую жизнь своим путевым эскизам — создавал на их основе живописные полотна. Дорожные наброски наполнялись красками, и в них оживали те дни, когда Александр Борисов покорял суровые пространства Русского севера. И в пейзаже «Лес зимой» отразилось служение, которому Александр Борисов посвятил всю свою жизнь.
«Картину Александра Борисова «Лес зимой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.