Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 23-28
В Евангелии есть несколько историй про исцеление Господом Иисусом Христом людей, одержимых злыми духами. Иногда такие исцеления происходили без каких-либо слов одержимого, а иногда бывало и противоположное: одержимый, а, точнее, злой дух что-то говорил. В качестве примера исцелений первого рода можно вспомнить историю с одержимым мальчиком, которого отец привёл сначала к апостолам, но после того, как апостолы ничем не смогли помочь, отец ребёнка обратился с мольбой ко Христу. Господь помог страдающему мальчику быстро и эффективно, описание этого исцеления укладывается в одну строчку: «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Мф. 17:18). В иных случаях злые духи пытались вступить в диалог. Как раз такую историю мы сегодня и услышали, но есть и более известная, та, которая закончилась изгнанием злых духов из человека и вселением их в свиней, в этой истории одержимый человек исповедовал Иисуса из Назарета Сыном Божиим: «Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк. 5:6–7). Как и в сегодняшнем евангельском фрагменте, тогда Господь не позволил одержимому продолжить свои слова.
Вообще, Господь Иисус Христос никогда не позволял свидетельствовать о Себе одержимым нечистыми духами людям, об этом сказано в конце первой главы Евангелия от Марка: «[Он] изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (Мк. 1:34). У святителя Афанасия Великого есть этому прекрасное объяснение: «Когда Он заставил молчать кричащих из гробов демонов, не лгали они, говоря: „Ты — Сын Божий“ и „Святой Божий“, так как в самом деле истинны были их слова. Он не хотел, чтобы истина произносилась нечистыми устами, тем более устами демонов, чтобы не примешали они под видом истины свою собственную злую волю и не посеяли её в людях». То же самое можно отнести и к услышанному нами сегодня эпизоду. В этой мысли святителя Афанасия любопытно ещё и то, что по сути дела святитель ставит знак равенства между демонами и людьми, осквернёнными тяжёлыми грехами, и первые, и вторые не должны говорить об истине, если же позволять им это делать, то вреда будет значительно больше, чем пользы.
Есть на эту евангельскую тему и иные довольно любопытные и глубокие комментарии. К таковым без всяких оговорок можно отнести слова блаженного Августина: «Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили „Что Тебе до нас?“ Веру имели, любви не имели — потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам». Действительно, злые духи веруют, более того, они способны совершать некие действия, которые могут быть восприняты как нечто чудесное и сверхъестественное, но всё то, что они делают и та информация, которая от них исходит — не могут быть направлены ко спасению, а только к погибели. Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, будто бы нет и не может быть ничего плохого в том, чтобы одержимый человек назвал Господа Иисуса Христа так, как и подобает Его называть, согласие с таким свидетельством могло бы нанести урон тому делу, ради которого воплотился Господь.