
Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Круглый год странствовал он по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре — монгольском двухструнном музыкальном инструменте — и песни пел.
Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на чёрный день, когда заболеет и не сможет бродить по стойбищам. Деньги свои он носил в мешочке, который прятал за пазухой и никогда с ним не расставался.
Однажды, когда музыкант играл на каком-то многолюдном сборище, туда пришёл щегольски разодетый незнакомец. Растолкав людей, он протиснулся вперёд, сел на корточки, стал пристально смотреть, как музыкант поёт и приплясывает. Ну, и заметил под рваным халатом его заветный мешочек.
Когда народ начал расходиться, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музыканта
— На помощь! Грабят! — закричал слепой музыкант.
Сбежались люди, а вор и не думает выпускать мешочек из рук.
— Это мои деньги! — завил он нахально. — Подумайте сами, откуда у нищего слепца может быть столько денег? Он хотел их у меня отнять!
Пришлось позвать судью, чтобы тот разобрался в этом деле.
— Я из самой благородной семьи, — сказал грабитель. — Мой отец — знатный человек, его все на свете знают. Мой дорогой судья, зачем мне заниматься грязным делом и пятнать его доброе имя?
— Кто же твой отец? — спросил судья.
Вор посмотрел на судью, чуть заметно подмигнул ему и говорит:
— Лицо моего отца бугристое, спина горбатая, в наших краях его зовут «Старый сребреник».
Судья задумался, помолчал и говорит:
— Да, крайне запутанное дело. Надо подумать до завтра.
Слепого музыканта и вора посадили под замок, каждого в отдельности. А ночью вор попросил отвести его к судье и дал ему взятку — тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.
Наутро на площади снова собрался народ — на суд посмотреть. Теперь судья обрушил весь свой гнев на слепого музыканта.
— Презренный вор! Что заставило тебя оклеветать честного человека из благородной семьи?
Но музыкант ничего не ответил. Он запел и начал копать землю руками, изредка наклоняясь и словно к чему-то прислушиваясь.
— Ты что, с ума сошёл? — окликнул его судья.
— Только вчера здесь говорил закон, — запел слепой музыкант. — Сегодня он онемел за несколько сребреников, бугристых и горбатых, словно сквозь землю провалился. Вот я и рою, чтобы его найти. Только я слеп, и мне трудно его искать. Добрые люди, может быть, вы мне поможете?
Судья изменился в лице. Люди догадались, что он за взятки творил неправедный суд и прогнали его, а музыканту вернули его деньги.
Как говорится, коли судья лжив, то и суд крив, а этого никому не надо.
(по мотивам монгольской народной сказки)
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов