Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28
В сегодняшнем чтении мы слышим слова Христа, обращённые к книжникам и фарисеям. Спаситель говорит, что они оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру и вместо этого исполняли множество внешних предписаний, считая, что этого будет достаточно.
На первый взгляд может показаться странным, как разумные люди, желавшие исполнять закон и быть угодными Богу, могли совершить такую ошибку и пренебречь главным в пользу второстепенного? На самом же деле ничего странного в этом нет. Закон, который Господь дал людям, был призван воспитать их волю и изменить их сердце. Для развращённого человека все заповеди были по-своему трудны, но трудность их была разной, ведь одни затрагивали человека лишь внешне, а другие — внутренне. Например, бывает трудность, связанная с физическим напряжением. Никто не будет спорить, что работа грузчика сложна. Бывает блюдо, сложное в приготовлении. Множество ингредиентов, которые необходимо правильно подобрать, подготовить, соединить в нужной пропорции... Иногда от каких-то сущих мелочей зависит, получится оно или нет. Свои сложности бывают в работе врача, учёного и любого другого человека. Но возьмём человека гордого и дадим ему выбор между внешне сложной работой и необходимостью попросить прощения. И он будет грузить тяжёлые вещи, биться над решением сложных задач, раз за разом готовить блюдо, которое не выходит, но прощения просить не будет. Потому что все эти внешние трудности не касаются его сердца, а смирение и просьба о прощении касается его напрямую.
В этом смысле выбор книжников и фарисеев вполне очевиден. Они, конечно, были людьми по-своему верующими и не отвергали сознательно закона Божьего. Просто отделить десятину от урожая специй оказывалось легче, чем проявить справедливость в спорном деле, особенно если ты его участник... скрупулёзно разбирать семена тмина легче, чем быть милостивым к тому, кто виновен против тебя... и в итоге все эти внешние подвиги оказываются легче, чем жизнь по вере.
В наши дни любой христианин знает путь, который избрали книжки и фарисеи, ошибочен. Как кажется, в Новом Завете сказано об этом столько, что ни у кого не остаётся сомнений... При это многие, исповедуясь, больше переживают о том, что они не прочитали молитв или не точно соблюли пост, чем о том, что они не попросили прощения и не простили сами. В Ветхом Завете существовали молитвы и посты. Но Христос назвал важнейшим в законе суд, милость и веру. Значит ли это, что Спаситель отвергал молитву и пост? Естественно, нет. Просто он понимал, что без внутреннего не будет смысла и во внешнем.
Но почему же важнейшим в законе названы именно суд, милость и вера? Разве не любовь важнее всего? Конечно, любовь! И Спаситель Сам ни раз об этом говорил. Но что такое любовь? Одни скажут, что это чувство, другие назовут её состоянием воли, но и те, и другие согласятся, что она должна проявляться в действии. Так вот в библейском смысле действовать по любви означает поступать по заповедям, то есть судить обо всём справедливо, быть милостивым к людям и верить в Бога.