
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 171 зач., II, 3-15.
Глава 2.
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью,- чтобы не сказать много,- и всех вас.
6 Для такого довольно сего наказания от многих,
7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.
8 И потому прошу вас оказать ему любовь.
9 Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.
10 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова,
11 чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.
12 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом,
13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостол Павел пишет свои послания христианам города Коринф по определённым поводам. Одним из таких поводов стало волнение, которое захлестнуло местную общину. Для того, чтобы уврачевать назревающий раскол, апостол лично посетил город и встретился с лидером оппозиции. Смута прошла, но в беседе этот человек нанёс Павлу личные оскорбления, за что был наказан, понёс епитимию. Однако некоторые активисты из числа местных христиан не удовлетворились этим. Они посчитали, что наказание слишком мягкое, и стали настаивать на более строгом. По этому поводу Павел и пишет только что прозвучавшие слова. Он ходатайствует за своего оппонента, говоря, что тот достаточно наказан, и если продолжить давить на него, то это принесёт больше вреда, чем пользы. Ведь человек может впасть в отчаяние и отойти от Церкви. Поэтому он призывает христиан простить оступившегося и проявить к нему милость и любовь.
В этом проявляется величие характера апостола и его пастырская мудрость. Мы видим, что он не злорадствует по поводу участи своего обидчика. Да и те оскорбления, которые тот ему нанёс, он не воспринимает лично. Он потребовал наказания для смутьяна лишь из соображений церковной дисциплины, чтобы не создавать отрицательный прецедент. Ведь апостол прекрасно понимал, какая роль отведена ему в церковной жизни, какое высокое служение он несёт. Оскорбить его — всё равно, что поднять руку на ближайших учеников Христа. Однако того, что было сделано, по его мнению, достаточно, чтобaы и человек одумался, пришёл в себя, покаялся, и мир в Церкви был сохранён.
Это замечательный пример того, как мы можем относиться к своему обидчику. Бывает, что у нас в руках оказываются рычаги, задействовав которые, мы получаем возможность его наказать. Нам кажется, что лишь таким образом он усвоит урок. И до определённого момента, это действительно так. Но, зачастую, одержимые идеей справедливого возмездия, мы не замечаем, как переходим невидимую грань и просто ломаем нашего оппонента. Ослеплённые обидой, мы готовы давить на газ до тех пор, пока не переедем человека катком, который без остатка вдавит его в асфальт. Это касается не только наших взаимоотношений с обидчиками, но и в принципе с людьми, с которыми мы взаимодействуем и до которых пытаемся донести свою позицию по какому-либо вопросу. В отношениях с родными, с подчинёнными, да и в принципе, с теми, кто хоть как-то от нас зависит, нами порой овладевает желание во что бы то ни стало убедить оппонента в своей правоте. Словно кулаками вколотить в него всё и сразу. А переварит он это или нет, не наша забота. По словам апостола Павла, это сатанинская стратегия, в основе которой лежит жажда разрушения, стремление к небытию. Начинается всё с благих намерений, но в итоге наносит ущерб и нашим ближним, и нам самим.
Человек, в котором действует Дух Божий, тонко чувствует ту грань, за которой необходимо прекратить доказывать и отстаивать своё. Ему не нужна марионеточная покорность, которую он пытается буквально выбить из окружающих, ввергнув их в отчаяние и жестокосердие. В христианском понимании наказание — это наказ, то есть урок, который в итоге должен поднять человека, как на крыльях, воодушевить его к благим деяниям. А сделать это возможно лишь в том случае, если мы умело соединяем свою справедливую строгость, свою твёрдую жизненную позицию с предусмотрительностью, с Христовой милостью и любовью.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема