
Апостол Пётр
2 Пет., 65 зач., I, 10-19.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какое светлое и вдохновенное послание мы слышали! Апостол Петр, один из свидетелей чуда Преображения Иисуса на горе Фавор, не просто вспоминает об этом событии: он побуждает своих последователей укрепляться в вере, чтобы быть достойными высокого призвания от Самого Бога. И тут же он говорит о том, что ему скоро предстоит расстаться с телом — буквально «палаткой» — как и было открыто ему Самим Христом.
Тот, кто бывал в походах и жил в палатке, легко поймёт эти слова апостола. В палатке есть только всё самое необходимое: ведь каждая лишняя вещь — это дополнительный груз, который придётся тащить на своих плечах. Неудивительно, что у человека, привыкшему к комфортной жизни, поначалу обязательно бывает жёсткая «ломка», когда он оказывается на полу палатки и понимает, что теперь — это его единственное спальное место. Но через какое-то время, обвыкнув, притомившись в походах, надышавшись кислородом — он уже мечтает наконец-то бросить своё тело хотя бы в такие не самые комфортные условия для сна.
«Палатка моего тела», о которой и говорит апостол, — прекрасный, глубокий образ. Едва ли кому придёт в голову тратить время и силы на то, чтобы украшать палатку, подводить к ней коммуникации, электричество, обустраивать её как если бы в ней собирались жить годами. Задача палатки — обеспечить безопасное и по возможности приемлемое качество сна, а также укрыть от бушующей непогоды. И — всё! Если с этим она справляется, палатка — отличная.
А теперь представьте себе ситуацию, когда человек вернулся домой, где всё ему дорого и мило — и тут он снова разворачивает палатку и говорит: теперь я жить буду в палатке! Я настолько к ней привык — что без неё просто не в состоянии заснуть! Что бы мы сказали об этом человеке? Наверное, что с ним не всё в порядке.
Как мы видим из слов апостола Петра, он не сильно расстраивается предстоящим расставанием с «палаткой» своего тела — ясно понимая, что Бог уготовил ему нечто гораздо лучшее, целые «хоромы», или «дворец».
Как бы мы ни были привязаны к своему земному телу, хорошо бы почаще вспоминать слова Христа из не вошедших в текст Евангелия Его изречений: «мир сей — мост, проходи по нему и не строй себе дома!» Я бы ещё добавил: проходи по нему со своей палаткой, и не пытайся в ней обосноваться на веки вечные!
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема











