Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27
Даже в рамках одной и той же исторической народной общности существуют разные версии христианства. Самый яркий пример такого рода — это различие в понимании христианства учёными богословами, которые закончили духовные академии и защитили соответствующие квалификационные работы, и самыми простыми людьми, которые неплохо знают церковные традиции и правила, но совершенно не интересуются богословием как таковым. И про первых, и про вторых есть немало забавных историй, которые показывают, что эти две группы людей находятся если не в состоянии острого конфликта, то, как минимум, в состоянии некоторого противостояния. Условным «богословам» кажутся непонятными и чуждыми ожидания условных «простецов», а «простецам» непонятны речи «богословов». Есть люди, которые видят такое положение дел не совсем нормальным: действительно, в апостольских посланиях мы неоднократно встречаем призывы знать свою веру, но ни разу не встречаем призывов знать обряды и традиции веры. В качестве одного из примеров такого апостольского призыва можно вспомнить слова апостола Петра из его Первого соборного послания: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Очевидно, что для «ответа с кротостью и благоговением» надо быть хорошо знакомым с предметом нашего упования, то есть с предметом нашей веры, следовательно, веру надо не только практиковать, но и систематически изучать. Здесь мы сталкиваемся с проблемой: две тысячи лет христианства показали, что люди, знающие свою веру, всегда будут в меньшинстве, а абсолютное большинство будет довольствоваться знанием обрядов и традиций. Так было, так есть и так, судя по всему, будет. Можно попытаться проанализировать причины этого явления, но рано или поздно мы придём к мысли о том, что за нежеланием знать веру стоит ничто иное как интеллектуальная лень. Конечно, у неё могут быть вполне пристойные причины: тяжёлая жизнь, семейная и рабочая загруженность, отсутствие привычки к интеллектуальному труду и так далее, и, конечно же, за это нельзя никого осуждать, потому что вообще никого осуждать нельзя. Но, как бы то ни было, факт остаётся фактом: большинству людей необходимы простые внятные ответы на тревожащие их вопросы, они не готовы сделать элементарные логические шаги, чтобы продвинуться чуть дальше к пониманию сути нашей веры и научиться самим искать ответы.
Увы, но такая позиция роднит этих людей с теми самыми первосвященниками и старейшинами народа, о которых мы только что услышали. Первосвященники и старейшины пытались уловить Христа в слове. Они адресовали Ему вопрос, на который Он, как им казалось, не сможет дать такой ответ, который был бы безопасен для Него Самого: если бы Господь ответил, что Он действует властью Бога, то Его обвинили бы в богохульстве, если бы Он сказал, что за Его действиями стоит Его собственная воля, то Он не избежал бы обвинения в превышении полномочий. На первый взгляд кажется, что через Свой встречный вопрос Христос уходит от ответа. И это действительно так, но только для тех людей, которые не хотят сделать следующий довольно простой логический шаг: упоминание не принятого и не понятого первосвященниками и старейшинами Иоанна Предтечи указывает внимательному человеку на то, что власть Христа имеет один и тот же с крещением Иоанновым источник — Самого Бога. Правда, увидеть и понять это способны лишь те, кто держит своё сердце и ум способными выйти за рамки привычных форм и традиций.
Очень хочется надеяться, что мы с вами будем именно такими людьми, и что Бог, Который продолжает говорить с каждым из нас, не застанет нас в состоянии интеллектуальной лени и неспособности слышать Его спасительное слово!