Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 1-14
Мф., 89 зач., XXII, 1-14 (о. Дмитрий Барицкий)
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир».
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
14 Ибо много званых, а мало избранных.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Притча, которую мы сегодня с вами услышали, в первую очередь адресована непосредственным слушателям Христа, Его единоплеменникам. При помощи образов Спаситель раскрывает историю взаимоотношений Бога и еврейского народа. Давайте приглядимся к ним.
Израиль был создан для того, чтобы первым принять участие в брачном пире, иными словами, разделить радость полноценного общения с Творцом. Парадоксально, но, пожалуй, во всей мировой истории мы больше не встретим ни одного народа, который так остервенело сопротивлялся бы этому призыву. Священное Писание – яркое свидетельство того, что евреи воевали со Своим Богом; методично и цинично преследовали и убивал Его пророков, а в итоге и Его Самого распял на кресте. Результат закономерен. Если в притче царь сжигает город злых людей, то из истории мы знаем: в 70 году Израиль теряет свое государство и свою землю. Его священная столица, Иерусалим, была разрушена, а сам народ Божий разбрелся по всему миру.
Почему же так произошло? Почему Израиль постигла такая трагедия? Ответ есть уже в самой притче. У всех приглашенных были свои серьезные, действительно, важные дела: забота о поле, торговля, хозяйство и т.д. Они были полностью погружены в устроение своего маленького, но такого ощутимого, счастья. «Зачем нам такая далекая и непонятная радость общения с Творцом, если у меня есть конкретно осязаемая, причем здесь и сейчас? – Говорили они себе. – Посвятим все свои силы достижению этой радости. И долой все то, что этому мешает». В этой погоне за устроением земного они пренебрегли небесным и в итоге лишились всего.
Если взглянуть на образы притчи под этим углом, то станет очевидно, что она не только про Израиль. Она обращена и к тем, кого слуги царя собрали по перекресткам и кто пришел на праздник вместо евреев. То есть каждому, кто называет себя христианином. Она сообщает нам простую истину: на двух стульях не усидишь, двух зайцев за один раз не поймаешь, двум господам не сможешь служить. Невозможно, чтобы наш ум был полностью занят устройством личного земного счастья, решением житейских проблем, которые мешают его достичь, и вместе с тем наслаждаться общением с Богом. Невозможно переживать радость Его благодатного присутствия, если мы на Его торжестве находимся только телесно, а наше сердце поглощено земными делами. Такое состояние раздвоенности, неискренности – есть попытка примирить непримиримое, взять все от мира и Богу угодить. Это и есть та небрачная, грязная одежда, в которой каждый из нас порой пытается проникнуть на Его торжество.
А потому, если уж нас пригласили, постараемся явиться в соответствующей одежде. Посвятим Небесному Царю все свои чувства и мысли. Лишь в этом случае мы сможем стать полноправными участниками Его праздника, то есть вкусить подлинную, непреходящую радость. Ведь в конце концов от того насколько полноценно и беспримесно мы общаемся с Богом напрямую зависит и наше простое и такое желанное земное счастье.